Как выбрать барабанную установку
Имея перед глазами такое количество разнообразных барабанных установок и аксессуаров, которое сегодня предлагают современные магазины, как выбрать ту барабанную установку, которая подходит именно Вам? Прежде чем ответить на этот вопрос, мы рассмотрим, из каких элементов состоит электронная барабанная установка и что необходимо знать начинающему барабанщику.
В стандартную ударную установку входят следующие элементы:
Барабаны:
Малый барабан, рабочий (Snare Drum) — основной инструмент установки.
3 том-тома:
- высокий том, или альт том (High-Tom),
- низкий том, или тенор том (Medium-Tom) — в просторечии тоже зовется альтом,
- напольный том, или просто том (Floor-Tom).
Бас-барабан, или просто «бочка» (Bass Drum/ Kick Drum).
Тарелки:
Хай-хэт (Hi-Hat) – две тарелки, установленные на одном стержне и управляемые педалью
Крэш (Crash Cymbal) — тарелка с мощным, но коротким звуком для акцентов.
Райд (Ride Cymbal) — тарелка со звонким, шипящим звуком.
Различные конфигурации
Если вы начинающий барабанщик или любитель, который хочет играть в группе или просто джемовать с друзьями, для Вас идеальна 4-х частная барабанная установка состоящая из барабана, бас-барабана («бочки»), высокого том-тома и напольного том-тома, она предоставит Вам все основные звуки. Но классическая комплектация не обязательно означает ограниченность музыканта, и ни в коей мере не является показателем того, что человек - новичок в барабанном деле. На классическом сете играли и играют такие великие барабанщики, как Elvin Jones, Al Foster, Buddy Rich и другие. Подобную конфигурацию установки сделал всемирно известной барабанщик The Beatles Ринго Старр. 4-х частный сет занимает минимум места, легко передвигается, имеет звук, хорошо подходящий для джаза, блюза, и рока.
Существуют также 5-частные, 6-ти частные и более сеты, в них добавляются тома для более широкого тонального диапазона. Эти крупные сеты хорошо подходят для рока, фьюжн, современного стилей.
Многие барабанные установки представлены в двух различных конфигурациях: Стандартной и Fusion (фьюжн). Они отличаются диаметрами барабанов.
Барабанные установки Fusion обычно состоят из 10" и 12" том-томов, 14" напольного тома и 22" бас-барабана.
Стандартная барабанная установка имеет том-томы диаметра 12" и 13", 16" напольный том, и 22" бас-барабан.
Меньший диаметр барабанов Fusion придает большей энергичности и четкости их звучанию. Достоинство Стандартной конфигурации – больший диаметр ее томов дает более глубокое звучание. Выбор оптимального сета - субъективный процесс, ибо своими достоинствами обладают обе конфигурации. Эмпирическое правило заключается в том, что комплекты с небольшим числом меньших по размеру барабанов хорошо подходят для джаза, традиционного блюза, и других, главным образом акустических, музыкальных форм, в то время как барабанные установки с большим диаметром барабанов – лучше для рок-музыки.
Сеты с двумя бас-барабанами были введены впервые джазовыми музыкантами и ныне очень любимы рок-исполнителями. Подобные установки позволяют играть очень быстрый «рисунок» и выразительны внешне. Иногда взамен двух бас-барабанов любители тяжелой музыки используют двойную педаль (т. н. «кардан») — две педали, соединенные карданным валом так, что обе колотушки бьют в один бас-барабан поочередно.
Существует также вариант ударной установки, предназначенный для игры стоя (так наз. cocktail drum).
Материал и строение барабанов
Другой важный момент при выборе – вид древесины, используемой при изготовлении барабанов. Существует множество видов древесины и каждый из них придает свою особенность звучанию.
Клен (Maple), пожалуй, самый популярный вид древесины, используемый для барабанов, дает теплый, сбалансированный тон.
Фальката (Falkata) иногда заменяется на клен, хотя это сказывается на качестве звука.
Береза (Birch) очень плотная и жесткая, придает большей силы и яркости звуку, чем клен или красное дерево. Громкий, яркий тон делает барабаны из березы – отличным выбором для записи, так как звук барабанов легко прорезается сквозь общий замес звуков. Береза выделяет высокие и нижние частоты, срезая средние.
Красное дерево (Mahogany) выделяет нижние и средние частоты и срезает верхние. Звучание - немного теплее, чем у клена и, как говорят, имеет "винтажный" характер.
Тополь (Poplar) - недорогая альтернатива клена или березы. Звук похож на звучание березы или красного дерева.
Американская липа (Basswood) – часто встречается и является хорошей, менее дорогой альтернативой клена или березы. Она имеет приятную текстуру, которая прекрасно смотрится при простом покрытии лаком.
Лауан (Lauan wood) часто называют "видом лиственных пород," и рассматривают как бюджетную версию березы.
Дуб (Oak) имеет подобный клену звук, при этом более пористый состав и мощное, яркое звучание.
Корпус барабанов изготавливают из нескольких слоев дерева. В целом, чем больше слоев имеет корпус, тем «круглее» и «толще» звук. Барабаны, сделанные с меньшим количеством слоев, как правило, звучат более ярко, резонирующе, с ярко выраженной низкочастотной основой.
Угол, под которым режется кромка корпуса барабана, влияет на качество звука. Острая кромка дает более четкий высокочастотный звук, закругленная – более мягкий нежный.
Барабаны поставляются с различными отделками. Отделка накладками – недорогой вариант – предлагает виниловые накладки с огромным выбором рисунков. Подобная отделка обеспечивает большую прочность и защиту от царапин и трещин, чем натуральное покрытие. Прозрачный же лак в отделке подчеркивает структуру дерева и придает барабанам естественный красивый вид.
Фурнитура, аксессуары
Только одних лишь барабанов недостаточно для полного укомплектования установки. Если Вы приобретаете не Shell pack (минимальная конфигурация, в которую входят лишь ободы и крепления для томов), барабанная установка укомплектована минимальным набором аксессуаров, необходимым для игры. Обычно в этот набор входят: педаль для «бочки» (Bass drum pedal), стойка под рабочий барабан, стойка под хай-хэд, а также одна или несколько стоек под тарелки. Здесь надо иметь ввиду, что набор аксессуаров и фурнитуры варьируется у разных барабанных установок.
Большинство барабанных сетов не включает в себя стул барабанщика (Drum throne). Не рекомендуется использовать ничего, кроме специального стула для барабанщика, так как он продуман до мелочей, позволяет быстро регулировать высоту, компактен, легко разбирается для транспортировки, а также имеет обивку сидения, что добавляет удобство и комфорт.
Некоторые современные барабанные установки предлагают альтернативу обычной установке барабанов и тарелок на стойках, и используют специальную конструкцию в виде рамы, под названием Drum rack.
Тарелки
Тарелки являются необходимым компонентом любой барабанной установки. Большинство барабанных сетов не укомплектованы тарелками, тем более, что для выбора тарелок необходимо знать какую музыку Вы собираетесь играть.
Существуют различные типы тарелок, выполняющие в установке каждый свою роль. Это Райд (Ride Cymbal), Крэш (Crash Cymbal) и Хай-хэт (Hi-Hat). Сплэш (Splash) и Чайна (China cymbals) также очень популярны в последние несколько десятилетий. Существует широкий выбор тарелок для различных эффектов на любой вкус: с вариантами звучания, расцветок и форм.
Литые тарелки отливаются вручную, из специального сплава металла. Затем они нагреваются, прокатываются, куются и обтачиваются. Это длительный процесс, в результате которого тарелки выходят с наполненным, сложным звуком, который, по мнению многих, лишь улучшается с годами. Каждая литая тарелка обладает своим уникальным ярко выраженным характером звучания.
Листовые тарелки вырезаются из больших листов металла равномерной толщины и состава. Листовые тарелки обычно звучат одинаково в пределах одной модели, и, как правило, дешевле литых.
Варианты звучания тарелок – индивидуальный выбор каждого. Обычно музыканты, исполняющие джаз, предпочитают более сложное звучание, рок-музыканты – резкое, громкое, ярко выраженное. Выбор тарелок огромен: существуют как доминирующие на рынке производители тарелок, так и альтернативные не раскрученные марки.
Малый/рабочий барабан
Рабочий или малый барабан представляет собой металлический, пластиковый или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами (в современном виде вместо кожи — мембрана из полимерных соединений в просторечии называемая «пластик»), с внешней стороны одной из которых натянуты струны или металлические пружины, придающие звучанию инструмента дребезжащий оттенок (так называемый «подструнник»). На современных инструментах эти струны можно с помощью специального рычага отдалить от мембраны, таким образом, убирая характерное дребезжащее звучание инструмента.
Резкий звук рабочего барабана пробивается через любой микс, поддерживая общий грув, выделяя акценты и взаимодействуя с солистом. Этот характерный звук рабочего барабана появляется благодаря «подструннику».
Рабочий барабан традиционно изготавливают либо из дерева, либо из металла. Металлические барабаны изготавливаются из стали, латуни, алюминия и других сплавов и придают звучанию исключительно яркий, режущий тон. Однако многие барабанщики предпочитают теплый, мягкий звук деревянного рабочего. Как правило, рабочий барабан имеет 14 дюймов в диаметре и глубину в диапазоне от 3-1/2” до 8”, но на сегодняшний день существуют и другие модификации.
Многие барабанщики дополняют свою установку дополнительными рабочими барабанами для различных целей. Piccolo, Soprano и Sopranino snare drum – меньшие по диаметру и более высокие по сравнению со стандартным рабочим. Popcorn snare размером 6" x 10" используется многими барабанщиками, играющими современные стили электроники, которые требуют более резкий отрывистый звук высокого темпа, такие стили как драм-н-бэйс (drum 'n bass), транс (trance) и джангл (jungle).
Основой техники игры на малом барабане является дробь — тремоло большой скорости, сливающееся практически в сплошной рокот. Дробь можно исполнять от едва слышного шуршания в пианиссимо до фортиссимо. Также на малом барабане хорошо получаются сложные ритмические формулы (рудименты) и отдельные удары.
Играют на малом барабане двумя деревянными палочками, их вес зависит от акустики помещения (улицы) и стиля исполняемого музыкального произведения (тяжелые палки производят более сильный звук). Иногда вместо палочек используется пара специальных щеток, которыми музыкант совершает круговые движения, создавая лёгкое «шуршание», служащее звуковым фоном для солирующего инструмента или голоса.
Для приглушения звучания малого барабана используется кусок обыкновенной ткани, который кладется на мембрану, или специальные принадлежности, которые кладутся, приклеиваются или прикручиваются.