Как выбрать эквалайзер
Про эквалайзер в нашей стране широкие массы трудящихся услышали уже больше двадцати лет назад. Сам же эквалайзер слышали немногие: аппаратура, в которой он присутствовал, была редкой и дорогой. А сегодня без эквалайзер не встретишь практически никакого звуковоспроизводящего устройства.
Что за зверь? Однако для большинства из нас функциональные возможности этого довольно сложного и полезного устройства скрыты. В основном все полагают, что эквалайзер — это всего лишь список тембров под определенный жанр музыки. Отчасти это конечно так, но только отчасти.
Замечательная особенность эквалайзера в его способности «настраивать» звучание комнаты, подстраиваясь под ее акустические свойства. Устройство регулирует уровень сигнала в определенной амплитуде частот, которые называют полосами. Количество таких полос в эквалайзере определяет его качество, цену и возможности. Понятно, что чем больше полос (в некоторых их может насчитываться и несколько десятков), тем выше первое, второе и третье.
Если по рычажкам регулировки полос эквалайзера (по реальным или виртуальным, если речь идет о программном управлении на компьютере или просто отображении на небольшом встроенном экране, называемом спектроанализатор) провести воображаемую линию, то получится рисунок весьма похожий на какой-либо график. Именно поэтому такие эквалайзеры называют графическими: ведь в них звук можно отобразить и запомнить в виде определенного графического рисунка, что позволяет слушателю легко повторить понравившееся звучание в другое время и даже на другом ресивере или DVD-проигрывателе.
Настройка идеального или просто хорошего для вас и для данного места звучания происходит следующим образом. На эквалайзер подается ровный звуковой тон, график выравнивается в определенном положении, а потом уже вытягиваются те или иные частоты. Современные ресиверы с объемным звуком делают такую настройку автоматически: звук, отражаясь от стен, мебели и даже людей, находящихся в комнате, возвращается через встроенный микрофон назад и процессор сам калибрует эквалайзер. Но это можно сделать и самостоятельно, вручную, даже не доверяясь собственному слуху, а просто следя за спектроанализатором (не забудьте купить микрофон).
Таким образом, основными параметрами, с которыми работает эквалайзер, являются уровень сигнала, выражаемый в децибелах (дБ) и частота, выражаемая в герцах (Гц). Каждая полоса частот настраивается по уровню сигнала и так получается определенное звучание. Человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне от 20 Гц до 20 КГц. Аппаратура бюджетного класса имеет диапазон частот несколько уже, среднего класса четко попадает в эти параметры, а высококачественные и профессиональные устройства выдают звук и ниже, и выше порога слышимости человеческого уха. Делается это для того, чтобы на крайних спектрах аппаратура выдавала бы сигнал спокойно, с запасом и не было бы искажений.
Кроме этого эквалайзер имеет так называемый параметр «добротности» (Q), то есть уровень проникновения при регулировке одной полосы частот на другую. Например, в обычной регулировке с тремя ручками низких, средних и высоких частот добротность очень широкая: повернул одну ручку и захватил все низкие. В эквалайзере же добротность должна быть как можно уже, чтобы, например, при регулировке одной полосы в спектре средних частот частоты в соседней полосе, но того же среднего диапазона не изменялись. За счет чего достигается точечная и очень гибкая настройка.
Если у вас есть компьютер, то вы можете понять что такое «добротность» на примере двух плееров — встроенного WM и Winamp. На первом, если вы потащите какой-нибудь один рычаг, то соседние пойдут вслед за ним, хотя и не так резво, а у второго все, кроме одного будут стоять на месте. У каждого из этих проигрывателей есть свои поклонники, но что касается показателя «добротности», то все очевидно. Не так ли?
Возвращение к истокам Как бы ни был совершенен графический эквалайзер, всегда найдется частота, которая лежит где-то между регулируемыми полосами. Решается это с помощью параметрического эквалайзера. Ему можно задать точный параметр частоты, которую он и отрегулирует, но, к сожалению, только одну внутри диапазонов ВЧ, СЧ и НЧ. Это не очень удобно, а комбинированные эквалайзеры уж слишком дороги. Поэтому разработчики идут по пути совершенствования графических эквалайзеров. И то правда, для большинства из нас существующих регулировок вполне достаточно.
Эквалайзеры чаще всего монтируются в предварительные усилители, откуда сигнал поступает на усилитель мощности. Предварительные усилители вместе с эквалайзером могут идти отдельным комплектом. Это важно для профессиональной аппаратуры — в процессе записи сигнал можно подрегулировать эквалайзером, прежде чем он «застынет» на CD- или DVD-диске.
Особенностью эквалайзера является то, что изначально — это аналоговое устройство, а не цифровое. Тем не менее, сейчас это уже полностью цифровое устройство, по крайней мере, в бытовой технике вы аналогового регулирования не встретите. Цифровое звучание дало эквалайзерам привкус электронного звучания, что не нравится многим истинным меломанам. Для них выпускается очень дорогая, очень качественная аналоговая и, как это ни странно звучит, в известном смысле ретро-техника.
Стандарты престижности, качества и доступности за двадцать лет встали с ног на голову. Издержки технического прогресса.