» » В России прогнозируется стабилизация энергопотребления

В России прогнозируется стабилизация энергопотребления

В России прогнозируется стабилизация энергопотребления

В рамках климатического саммита Пан Ги Муна, проходившего в конце сентября в Нью-Йорке, Россия впервые объявила цель снижения выбросов парниковых газов – на 25-30% к 2030 году от уровня 1990 года.

Как заявил в своем официальном выступлении на саммите глава российской делегации, советник президента по климату, Александр Бедрицкий, «в России прогнозируется стабилизация уровня энергопотребления с последующим его сокращением после 2030 года – долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в России может быть 70-75% от уровня 1990 года к 2030 году». Цель к 2030 году РФ объявила на саммите впервые – до того в документах и официальных заявлениях указывалась лишь планка удержания выбросов к 2020 году – на уровне не более 75% от 1990 года. Напомним, соответствующий указ президента был подписан в сентябре 2013 года, а в апреле 2014 был также утвержден план мероприятий по достижению этой цели.

Юрий Сафонов из ВШЭ считает, что минус 30% – это «хороший показатель». По словам эксперта, пока все прогнозы энергетиков говорят о том, что эмиссии будут выше – единственным исключением стало исследование российской части доклада «Пути к глубокой декарбонизации», подготовленное ВШЭ и Российской академии народного хозяйства и госслужбы, прописавшее подробный экономический и технологический механизм снижения выбросов к 2050 году.

Алексей Кокорин из WWF России полагает, что новая цель является «слабым, но объяснимым снижением». «Строго говоря, Россия ничего не объявила – цели в выступлении не объявляют, нужен документ, а его нет, и за него надо еще побороться», полагает эксперт. Впрочем, по словам Алексея Кокорина, «минус 30% согласуется с прогнозами развития – выходом уровня выбросов на «плато» и впоследствии снижение их преимущественно ввиду ведения стимулирующих мер углеродного регулирования».

Ряд аналитиков отмечает, что объявленный показатель расходится с уже утвержденными планами социально-экономического развития. Так, Алексей Кокорин указывает на то, что в стратегии социально-экономического развития, принятой весной 2013 года, уже «стоит цифра в 70%». Ответственный секретарь рабочей группы Минэкономразвития и «Деловой России» по проблемам регулирования парниковых выбросов Антон Галенович говорит, что объявленная цель не соответствует проекту энергетической стратегии – 2035, ввиду чего сейчас необходимо начать точное бюджетирование парниковых выбросов РФ до 2035 и до 2050 годов.

Господин Галенович выступает за ограничение (квотирование) выбросов с правом торговли (сокращения) выбросами – то есть, по сути дела, за углеродный рынок. Напомним, в рамках климатического саммита Пан Ги Муна, идеи введения платы за углерод и углеродных рынков получили довольно большую поддержку правительств и бизнеса – при этом РФ оказалась в списке потенциальных кандидатов на создание рынка сокращения выбросов.

«Любые сценарии выбросов требуют решительных действий и серьезных инвестиций», – соглашается глава рабочей группы по климату экологического комитета РСПП Михаил Юлкин. В то же самое время, по словам эксперта, в нынешних обстоятельствах вполне может случиться очередной коллапас (сжатие) экономики. «Тогда мы без всяких мер и инвестиций снизим выбросы, как в 1990 году – что, на мой взгляд, является худшим сценарием, так как после этого РФ все равно придется догонять и восстанавливаться, что вновь приведет к замкнутому кругу роста выбросов», – говорит господин Юлкин.

Напомним, что уровень выбросов парниковых газов в настоящее время составляет порядка минус 30% от уровня 1990. Столь значительное снижение выбросов, получившее название «горячего воздуха» было достигнуто в бывших странах Восточного блока главным образом из-за промышленного спада в 90х годах. В последние три года выбросы парниковых газов медленно растут – по подсчетам экспертов, главным образом, ввиду роста эмиссий от транспортного сектора. Впрочем, уже в ближайший год ожидается замедление роста выбросов из-за экономического спада и мер в области энергоэффективности.