История анекдотов

История анекдотов

 Очень трудно сказать, когда именно появились первые анекдоты. Люди шутили, и смеялись  во все времена.
 Поэтому, первые анекдоты, которые тогда может так и не назывались, найдены еще в 1900-1600 годах до нашей эры на шумерской глиняной  фреске.
«С незапамятных времен не случалось, чтобы молодая жена не портила воздух, будучи в объятиях мужа»
Также первые анекдоты появились и в Древнем Египте в 1600 году.
«Как развлечь скучающего фараона? Отправить по Нилу лодку с девушками в костюмах из рыболовецких сетей, и тогда фараон обязательно пойдёт на „рыбалку"»

     Греческое слово, породившее русское слово "анекдот", было знакомо уже каждому эллину, затем и римлянину. Оно встречается в сочинениях историка Диодора Сицилийского и в произведениях Цицерона. Одно из его значений - "неизданный", "неопубликованный". Сборники анекдотов найдены и в библиотеке московских царей XVII века.
  Сам термин «анекдот» появился в Византии благодаря книге историка Прокопия Кесарийского, которая называлась «Тайная история» (550 г.). В ней рассказывалось об императорском дворе. «Анекдоты» (с греческого — неизданное, не подлежащее широкой огласке) в понимании людей того времени — это городские сплетни, слухи, толки.
Значительно позже анекдотами назывались рассказы о выдающихся исторических личностях, знаменитых людях, их необычайных поступках, суждениях или же о курьезных ситуациях, в которые они попадали.

Самые ранние анекдоты представляли собой веселые, поучительные рассказы, которые "привязывались" к именам выдающихся людей, были освящены их авторитетом, носили познавательный и нравоучительный характер. В более поздних анекдотах их создатели перестали заботиться о вышеупомянутых функциях. Главной чертой осталась занимательность, значительно расширился и контингент персонажей.
В прошлом веке, название «анекдот» закрепилось преимущественно за юмористическими миниатюрами с острыми сюжетами и парадоксальными развязками. Большую часть анекдотического наследия веков все еще составляют традиционные исторические анекдоты, герои которых нередко скрывавших свое истинное лицо под маской простака, глупца или просто дурака.
      Первые сборники исторических анекдотов появились еще не на заре цивилизации. Они переписывались, переделывались множество раз, пока не появлялись наиболее совершенные образцы, такие, например, как «Книга занимательных историй» Абуль-Фараджа на Востоке или «Римские деяния» на Западе. Анекдоты даровали легкое, общедоступное знание, они учили уму-разуму смеясь.
До нас дошли образцы таких позднейших и, очевидно, уже совершенных по содержанию и форме собраний, как сборник анекдотов александрийского филолога V в. Гиерокла.

             С того времени исторический анекдот как жанр изменился.
Небольшой рассказ в стихотворной форме, возникший во Франции в ХII веке в момент активного роста городов. Сочиняли его горожане низкого сословия: писцы, стряпчие, ремесленники.

        "Фацеция" ("шутка", "острота")- смешной устный рассказ эпохи Возрождения. В Россию этот устный жанр пришел в ХVII веке из Польши и назывался "жарт", "шутка". Одна из форм распространения его была надпись под лубочной картинкой, изображающей нерасторопного крестьянина, неверную жену и т. п. Литературный анекдот в России  появилсяв конце ХIХ - начале ХХ века. Во многих анекдотах устное начало переплетается с литературным

        В середине XVIII века окончательно утвердился анекдот как литературный жанр в России. Настоящий его расцвет пришелся на пушкинскую эпоху. Об особенностях анекдота как жанра в одном из энциклопедических изданий 1835 года сказано, что анекдоты - это "...краткий рассказ какого-нибудь происшествия, замечательного по своей необычности, новости или неожиданности". К главным чертам хорошо рассказанного анекдота относится краткость, легкость, "искусство сберегать силу или основную идею его к концу и заключать оный чем-нибудь разительным и неожиданным".

    Интересно, что анекдот строится не просто на невероятном событии, а на событии, принципиально не совпадающем с читательскими или слушательскими ожиданиями. Иначе говоря, несовпадение прогноза с результатом преподнесения откровенной "небывальщины" как самой очевидной реальности и определяет суть той эстетической игры, на которой строится анекдот. Причем подача художественного вымысла или события достаточно невероятного не просто работает под действительность, так как необычность и даже нелепость не скрыты, не затушеваны, а подчеркнуты, выделены. Это и есть то главное, что определяет феномен анекдота, как историко-биографического характера, так и нравственно-сатирического и бытового содержания.

Анекдот в наши дни - самая демократичная форма художественного творчества, встречается на страницах различных газет и журналов. Темы анекдотов, как всегда, разнообразны и, как всегда, злободневны. И если уходят в прошлое анекдоты о Чапаеве и Петьке, не слышно армянского радио, утихают истории, рассказанные Штирлицем, то тут же появляются новые персонажи, например, Вовочка, новый русский, современные политические деятели и т.д.

Анекдот жил, жив и вечно будет жить. Такова, очевидно, природа этого замечательного жанра - всегда быть! Любопытно отметить, что рождаются они самыми необычными способами, которых очень много. Один из них - переход героев из одного жанра в другой.