Могут ли животные выжить в тесном соседстве с человеком?
Могут ли животные выжить в тесном соседстве с человеком? Да, если мы будем думать об охране братьев наших меньших всегда, а не один-единственный день в году.
Этому событию был посвящен видеомост Москва – Киев – Кишинев – Астана. Российские, украинские, молдавские и казахстанские специалисты в области зоологии и охраны животных получили возможность рассказать о проблемах и достижениях в их сфере деятельности, поделиться наболевшим и сформулировать планы на будущее.
Сделаем Красную книгу тоньше
«Охрана животных с доисторических времен интересовала людей прежде всего с утилитарной точки зрения, потому что само выживание человечества зависело от сохранения животных, – говорит руководитель программы по биологическому разнообразию Всемирного фонда дикой природы Владимир Кревер. – Поэтому первые заповедники, первые охраняемые территории создавались, в первую очередь, для того, чтобы сохранить те или иные виды. К сожалению, не всегда человеку удавалось выполнить эту задачу».
Увы, ряд видов, в том числе и в России, потерян безвозвратно. Полностью исчез тарпан, никто в мире уже никогда не увидит его живьем. Некоторые виды выживают только в зоопарках. Классические тому примеры – зубр и лошадь Пржевальского. Восстановление их популяции в природе происходило за счет их разведения в неволе с последующим выпуском в естественные природные условия.
Невесело это констатировать, но в наши дни все новые и новые виды оказываются под угрозой исчезновения. В России значительно снизилась популяция сайгаков, и если в ближайшее время не будут приняты меры по сохранению и восстановлению численности этого вида, то, скорее всего, он тоже будет полностью уничтожен. Наша страна прилагает значительные усилия по сохранению редких видов: недавно в законодательство были внесены существенные изменения, которые устрожают ответственность не только за добывание, но и за перемещение и попытки торговли редкими видами животных. Начата программа по возвращению в природу исчезнувшего на Кавказе леопарда, ведется целый ряд программ по сохранению крупных хищников. Стартовала программа по охране белого медведя.
Владимир Кревер выразил надежду, что со временем все эти проекты дадут свои результаты, и российская Красная книга станет тоньше.
Сайгаки уходят, или хвастаться нечем
Успехов в области защиты животных не так много – именно тех успехов, которые человек может приписать себе, а не изменению экономической ситуации в стране или климату. Таково мнение заведующего лабораторией экологического контроля состояния популяций диких животных ВНИИ природы Евгения Кузнецова. Он рассказал, что за всю историю изучения калмыцкого сайгака – с XIX века – его популяция неоднократно увеличивалась и уменьшалась, не один раз это животное оказывалось на грани вымирания, но каждый раз удавалось его спасти. В 1958 году, к примеру, численность вида насчитывала 815 тысяч. Как показал последний учет, который проводился совместно с заповедником «Черные земли» (республика Калмыкия), сейчас осталось 10-12 тысяч сайгаков, и их становится все меньше. Причина – человеческий фактор, браконьерство, отстрел самцов ради рогов. К сожалению, остановить этот кощунственный вид деятельности пока не удается.
Евгений Кузнецов отмечает: есть такие типы воздействия человека на животных, которые вызывают их массовую гибель, но которые можно было бы легко устранить. Например, немало птиц гибнет на линиях электропередач. А ведь на самом деле преодолеть эту проблему не так сложно: надо заставить энергетические компании соблюдать технические регламенты, которые они обязаны соблюдать, – то есть оснащать ЛЭП специальными защитными устройствами. Это позволит спасти большое количество, в первую очередь, редких хищных птиц. По расчетам Е.Кузнецова, ущерб от гибели редких птиц, среди которых беркут, кречет, орлан-белохвост, рыбный филин, составляет 3-4 млрд. руб. (если они попадают в капканы) и 60-80 млрд. руб. в год (если гибнут на ЛЭП). Если бы штрафовать энергетические компании на эту сумму, они бы давно оснастили свои ЛЭП защитой, потому что ежегодно платить такие штрафы были бы не в состоянии. Правда, есть в этой сфере и положительные примеры: к примеру, в прошлом году в Калмыкии одна энергетическая компания оснастила необходимой защитой 100 км ЛЭП.
В защите прав домашних животных России похвастаться также особенно нечем. Закон о жестоком обращении с животными до сих пор не принят, хотя и обсуждается в Госдуме уже лет десять. А все потому, что проект этого закона затрагивает интересы очень многих людей и отраслей: охотников, сельского хозяйства, заводчиков кошек и собак. Он накладывает на них слишком большие ограничения.
Животные лучше углеводородов
Охрана редких видов должна начинаться не тогда, когда они становятся совсем редкими, исчезающими и сохраняются только в искусственных условиях, уверен старший научный сотрудник биофака МГУ Владимир Мастеров. Меры должны носить превентивный характер. В качестве примера он приводит работы по сохранению белоплечего орлана, которые осуществляются на Дальнем Востоке. Эта птица населяет побережье Охотского моря, Камчатку и южной частью ареала попадает в район интенсивного освоения месторождений углеводородов на морском шельфе.
Действовать здесь нужно в двух направлениях: с одной стороны, обеспечить сохранение этого вида в районах промышленного развития, а с другой, - создать устойчивую искусственную популяцию, которая может быть использована в качестве резерва для восстановления тех групп в природе, которые в силу различных обстоятельств могут резко сократить свою численность, либо вовсе исчезнуть. Такой комплексный подход уже приносит свои плоды. Взаимодействие с ресурсодобывающими компаниями в режиме реального времени позволяет выработать компромиссные механизмы решения конфликтных ситуаций. В 1994 году МГУ и Евразийская ассоциация зоопарков и аквариумов инициировали совместный проект по созданию искусственной популяции белоплечего орлана. Начиналось все с 22 особей, живущих в неволе. Теперь их уже около двух с половиной сотен. Они успешно размножаются, дают стабильный приплод, и сегодня уже пора задуматься над тем, чтобы отработать механизм по возвращению части этих птиц в природу. На Украине – тоже непросто
Защиту животных нужно осуществлять в нескольких направлениях, полагает заведующий отделом министерства экологии и природных ресурсов Украины Владимир Домашлинец. Первое из них – законодательное. Так, в 2012 году было принято постановление кабинета министров, которое существенно увеличивает штрафы за незаконное изъятие из природы объектов Красной книги. Второе направление связано с расширением территорий и увеличением объектов природно-заповедного фонда, а также с созданием экологической сети Украины. Третье направление – развитие международного сотрудничества. Украина присоединилась ко многим международным соглашениям, направленным на охрану животного мира. В их числе, например, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Считается, что именно благодаря этой конвенции ряд животных по всему миру сохранили, стабилизировали и увеличили свою численность.
«Сегодня в Красной книге Украины 450 видов животных, каждый третий из них – степной. Ведь, по всей видимости, степи – самый освоенный ландшафт Европы», - говорит заместитель председателя Национального экологического центра Украины Алексей Василюк. По его словам, украинские общественные организации слишком мало интересуются судьбой диких животных – скорее, их даже больше волнуют права домашней живности.
А. Василюк также сообщил, что Украина – мировой лидер по числу дельфинариев. Их в стране уже около тридцати, однако дельфины в них постоянно гибнут. Погибших животных заменяют новыми, причем стараются это не афишировать. Алексей Василюк выразил удовлетворение тем, что сегодня вылов дельфинов в Черном и Азовском море запрещен. Остается только добиться, чтобы их нельзя было ввозить на территорию Украины из других стран, и это «поставит точку в вопросе, законны ли дельфины в каждом из дельфинариев».
Еще одна беда – жестокое обращение с медведями. На Украине есть только один вид этого животного – медведь бурый. Он занесен в Красную книгу, и его изъятие из природы запрещено, тем более, что их осталось немного – около 250 особей. При этом в неволе только в Киевской области – это одна из 25 областей Украины – их столько же. Получается, что бурых медведей, обитающих в неволе, в стране примерно в 20 раз больше, чем живущих на свободе. Это связано с тем, что животных на Украину привозят из России, где они не имеют особого охраняемого статуса. Медведей используют в коммерческих целях: например, часто можно увидеть медведя в ресторане или прикованного возле точек общепита рядом с трассами. До недавнего времени процветала еще одна жестокость – притравка собак некоторых охотничьих пород на медведя. То есть охотничья собака не получала документа о соответствии своей породе, пока не проходила притравку на медведя. После нескольких притравок медведя убивали и привозили на его место нового. Совсем недавно – пару месяцев назад – А. Василюку и его сподвижникам удалось добиться того, что Кинологическое общество Украины запретило притравку на медведя.
Забота должна быть научной
Алексей Василюк высказал пожелание, чтобы общественные организации в сфере охраны животных взаимодействовали с учеными. Потому что простое сочувствие диким или домашним животным не имеет никакого научного основания, оно непрофессионально, это всего лишь эмоции. «Объединение с наукой принесет массу позитивных результатов», - резюмировал А.Василюк.
Участие в видеомосте также приняли заведующая лабораторией териологии, герпетологии и палеозоологии Института зоологии Академии наук Молдавии Виктория Нистряну, начальник управления Комитета лесного и охотничьего хозяйства министерства охраны окружающей среды Казахстана Бакытбек Дуйсекеев и руководитель общественного объединения по защите животных «Инукобо» Лилия Сарсенова.
Точку в этой встрече поставил Владимир Кревер, который сказал: «Большинство животных могут успешно сосуществовать с человеком. Смогут ли животные дальше с нами жить, это вопрос нашей культуры и поведения. И если наши средства массовой информации, школы, университеты с младых лет будут прививать людям культуру общения с животными, многих проблем не будет или они будут решаться достаточно быстро».