Каким будет наше климатическое будущее?
В новейшем докладе Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) говорится о том, что к 2100 году Земля нагреется на 0,3–4,8 °C по сравнению с концом XX века. Почему столь велик разброс значений? Всё зависит от того, какой выбор мы сделаем прямо сейчас: откуда будем брать еду и энергию, какие дома строить, какие машины водить. Конечно, огромную роль играет количество народонаселения. Наш выбор повлияет ни много ни мало на то, что станется с планетой. Будет ли она такой же, как сейчас, или же поднявшаяся вода затопит Флориду и Бангладеш, а изменение климата превратит плодородные земли в засушливые и непригодные для жизни? Чтобы облегчить себе задачу, климатологи договорились моделировать будущее в соответствии с двумя крайними сценариями и двумя, лежащими посередине. Так и получился диапазон от 0,3 до 4,8 °C. Во всех этих сценариях учитывается множество факторов, перечислить которые в небольшой заметке невозможно. Нижеследующее — только набросок, в основе которого описания, опубликованные МГЭИК в 2000 году и приведённые в соответствие с вероятными концентрациями парниковых газов из последнего доклада редакцией журнала New Scientist после консультаций с климатологами. Помните, что возможны и другие сценарии и что это лишь иллюстрация того, как те или иные варианты развития событий открывают перед нами одни возможности и лишают других.
1. Геоинженерная безопасность Население: 9 млрд. Потребление энергии: 8•1020 Дж. Концентрация CO2: 400 частей на миллион, курс на снижение. В начале XXI века человечество вложило огромные ресурсы в возобновляемые источники энергии и геоинженерные проекты. Решиться на это было нелегко, ещё сложнее — разработать необходимые технологии, но инвестиции стали прекрасным мобилизующим фактором. Появились эффективные способы выкачивания углекислого газа из атмосферы и отправки его в подземные хранилища. Альтернативная энергетика достигла таких высот, что ископаемое топливо перестало быть актуальным и выбросы диоксида углерода резко снизились. Радикальных геоинженерных решений не потребовалось: наряду с выкачиванием углерода из воздуха ширилась биоэнергетика, высаживались деревья и прочие растения, которые помогали снижать концентрацию CO2, а затем сгорали в электростанциях. Парниковые газы, получавшиеся в результате сжигания, тщательно собирались и тоже отправлялись под землю. С 2050 года среднемировая температура оставалась стабильной. Удалось также остановить таяние морского льда в Арктике и подкисление океана. Уровень моря, впрочем, продолжает повышаться из-за тепла, запасённого системой в результате прежних выбросов парниковых газов.
2. Проволочки
Население: 8,5 млрд. Потребление энергии: 1•1021 Дж. Концентрация CO2: 550 частей на миллион, стабильна. Быстро перейти к возобновляемым источникам энергии не удалось, реализация климатических договоров хромала, но в целом к 2100 году человечество всё равно стало более эффективным, чем в 2013-м: расходуется меньше энергии и материалов, производится больше полезного продукта, хорошо налажено использование вторсырья, отношение к природным ресурсам стало рациональным, благодаря прекрасному финансированию и работе международных институтов распространяются экологически чистые технологии, экономика перешла на низкоуглеродные рельсы, эффективность сельского хозяйства повысилась, мы едим меньше мяса, дабы сократить углеродный след животноводства, по всему миру растут новые леса. Мы живём в компактных городах, где мало личного автотранспорта и великолепно развит общественный. Хотя температура и уровень моря поднялись, наиболее экстремальных последствий изменения климата удалось избежать.
3. Слишком мало, слишком поздно
Население: 9,5 млрд. Потребление энергии: 8•1020 Дж. Концентрация CO2: 650 частей на миллион, растёт. Мы начали сокращать выбросы лишь в конце века, а всю первую его половину, как и всегда, полагались на ископаемое топливо. Мы не сподобились на кардинальные изменения образа жизни в части потребления, транспорта и количества детей. Но в середине века последствия изменения климата уже нельзя было игнорировать, и политикам пришлось приступить к жёсткому ограничению выбросов. Сейчас мы медленно прокладываем путь к экологически чистому энергоснабжению. Потребление нефти стало снижаться ещё несколько десятилетий назад, но до сих пор 75% энергии мы получаем благодаря ископаемому топливу, так что похвастаться почти нечем: в 2011-м было 82%. Из-за нашего бездействия температура и уровень моря по-прежнему растут. Модели говорят о том, что так будет продолжаться ещё несколько десятилетий.
4. Углеродная наркомания
Население: 12,5 млрд. Потребление энергии: 1,75•1021 Дж. Концентрация CO2: 950 частей на миллион, растёт. Мировая экономика по-прежнему на подъёме, и миром правят наши старые друзья уголь и нефть. Население продолжает расти быстрыми темпами, поднимая планку выбросов всё выше и выше. Добро пожаловать в глобальное высокотехнологичное общество потребления. Здоровье простых людей и состояние окружающей среды, как и раньше, не интересуют политиков. Биоразнообразие в катастрофическом положении, экосистемы функционируют из рук вон, что сказывается на круговороте воды в природе, опылении и пр. Бóльшая часть энергии по-прежнему получается из ископаемых видов топлива, в том числе нетрадиционных источников — например, гидратов метана, битуминозных песков и месторождений сланцевого газа, разрабатываемых методом гидроразрыва пласта. Уголь всё ещё в цене. В альтернативные источники энергии вкладывается очень мало средств. Мы едим больше мяса и молочных продуктов, чем в 2013 году. Не удивительно, что выбросы и температура быстро растут. Засухи и наводнения становятся всё более частыми, унося с каждым разом всё больше жизней. Подкисление океана остаётся серьёзной проблемой. Летом в Арктике нет льда вот уже несколько десятилетий...