К 2014 году Россия полностью перейдет на энергосберегающие лампы
К 2014 году Россия полностью перейдет на энергосберегающие лампы. Знакомые всем с детства "лампочки Ильича" просто перестанут производить. Новые "стекляшки" будут стоить подороже, но и светить будут подольше. Только вот к переходу от безопасного куска стекла к ртутосодержащей лампе страна пока не готова и, получается, что путь к "светлому будущему" лежит через массу проблем, о решении которых в "заветах Ильича" ничего не говорится.
Есть такая старая шутка: сколько нужно блондинок, чтобы выкрутить лампочку? Ответ: одна. Она держит лампочку, а мир вращается вокруг нее. А сколько нужно блондинок, чтобы выкрутить энергосберегающую лампочку? Ответ: десятки, сотни и даже тысячи. И это кроме шуток.
Россия переходит на энергосберегающий свет и быстрыми темпами старается избавиться от пережитка прошлого — "лампочки Ильича", которая "неэкономная, устаревшая и ненадежная". Новые лампы тоже не служат вечно (хотя и работают значительно дольше) и их когда-нибудь придется выкрутить и выбросить. Только куда? Ведь в каждой лампе содержится около 2 миллиграммов ртути — опасная доза для человека. Вот тут в действие и должны вступить те самые "блондинки", которые лампочки выкручивают, а потом утилизируют. Но "блондинок" пока что не видно.
Производя энергосберегающие лампы и активно их внедряя, Россия столкнулась с проблемой утилизации "опасного стекла". Нет, пункты сбора имеются в каждом городе, однако не все так просто и радужно.
"Вы можете оставить эти лампочки у нас, а мы их отдадим на утилизацию", — голос диспетчера ЖЭУ слышать безумно приятно, особенно после десятка недоуменных возгласов ее коллег, которые по телефону уверяли, что не обязаны "собирать ваш мусор".
Но даже несмотря на то, что некоторые ЖЭУ соглашаются принимать энергосберегающие лампы, это вовсе не значит, что экологическая совесть сдавшего их гражданина должна успокоиться.
"Формально все так и происходит: приносите лампочки, мы их заберем и передадим на утилизацию. Только эта "утилизация" произойдет в ближайшей помойке, в которую все это выбросят сразу, как только вы уйдете, — директор природоохранных программ "Зеленого патруля" Роман Пукалов говорит со знанием дела, ведь экологи давно занимаются проблемами "нового света". — Получается, что если каждый из нас выкинет на помойку хотя бы одну лампочку, то на населении России можно будет поставить крест: концентрация ртути в воздухе или почве попросту отравит людей".
С распадом Советского Союза отлаженная система утилизации ртутных отходов также перестала существовать. Во-первых, потому, что место, куда свозили весь ртутный мусор, стало находится на территории другого государства. Никитовский ртутный комбинат на Украине перерабатывал до 205 тысяч тонн ртутьсодержащих отходов в год. Причем существовала система не только по переработке, но и по сбору, учету и транспортировке опасного сырья. К сожалению, аналогов такого комбината в России нет, да и Никитовского ртутного комбината давно не существует.
Сейчас принимать энергосберегающие лампы, а также другие ртутные стекляшки от населения обязаны в ЖЭУ, ДЭЗах и им подобных "конторах", которые делать это обязывает акт, принятый еще в 1999 году и именуемый законом "Об организации работ по сбору, транспортировке и переработке отработанных люминесцентных ламп". Стоит оговориться, что эта законодательная мера принадлежит перу правительства Москвы и за пределами МКАД теряет силу с каждым километром удаления от Златоглавой.
Что касается регионов, то в большинстве случаев заботящегося о природе гражданина, который встанет на пороге ЖЭУ с мешком ртутных ламп, просто пошлют. Куда? Конечно на помойку — именно там, по мнению многих сотрудников ЖКХ, и должны "утилизироваться" энергосберегающие лампы. Из мусорного бака лампочки отправятся на свалку — ведь проверять каждый контейнер на наличие ртутьсодержащих продуктов, конечно, никто не будет. Потом сотрудники полигона беспрепятственно пропустят машину на территорию — ведь и они не обязаны копаться в мусоре, который по документам проходит как бытовой. А далее судьба отработавшей стекляшки незавидна. Да и наша тоже.
"Ртуть, которая содержится в лампе, испаряется при плюс 36 градусах, — говорит эколог Роман Пукалов. — Далее она попадает в воздух, потом в легкие человека и в таком виде прекрасно усваивается организмом".
Конечно, количество энергосберегающих ламп на свалках не столь огромно, чтобы нанести вред больший, чем выхлопные газы машин. Но при условии того, что вся Россия будет "светиться" только такими лампами (а это время неотвратимо наступит уже через год) — опасность не за горами.
Впрочем, предприятия, которые перерабатывают лампочки, есть в каждом регионе страны, но большинство из них — плод частного бизнеса, а не государственная структура. Утилизация выглядит так: прибывшие на завод лампы дезактивируют, опасные вещества собирают, стекло идет отдельно, алюминий и пластмасса отдельно. Получаются продукты для дальнейшего, нового производства, которое не требует использования первичного минерального сырья.
Вроде бы все хорошо, но есть одно "но". Находятся такие предприятия не в черте города и тащиться туда ради двух лампочек не захочет даже самый экосовестливый гражданин. К тому же, предприятия не принимают ртутьсодержащие продукты от населения поштучно. Лампы берут "оптом" у организаций и для сдающего "стекляшки" юридического лица услуга не бесплатна. Получается замкнутый круг. Отвезти лампы на утилизацию доверено системе ЖКХ, которая зачастую не хочет выполнять эту священную обязанность по различным причинам (нет закона, средств, желания…).
Значит, проблема утилизации опасных отходов не в отсутствии профильных предприятий, а в отношении к проблеме и ее решению в целом. Впрочем, "затык" на пути к экологически чистому обществу есть и в нас самих. Даже если на 100 человек один и задумается о судьбе отработавшей лампочки, то, пройдя круги ада в поисках того места, куда ее можно деть, плюнет, и, сжав экосовесть в кулак, отправится на ближайшую помойку. Пока других вариантов немного.