Нехватка воды может провоцировать войны
Дефицит пресной воды может стать причиной новых вооруженных конфликтов, утверждают ученые. Сегодня нехватку воды ощущают порядка 700 миллионов человек в 43 странах. К 2025 году из-за глобального изменения климата и роста населения на планете эта цифра превысит три миллиарда.
Дефицит пресной воды может стать причиной новых вооруженных конфликтов, утверждают ученые. Сегодня нехватку воды ощущают порядка 700 миллионов человек в 43 странах. К 2025 году из-за глобального изменения климата и роста населения на планете эта цифра превысит три миллиарда.
По мнению экспертов, главная угроза будущих конфликтов - неравномерное распределение водных ресурсов. Так, минимальная потребность воды в сутки для человека составляет 20 литров. Но около миллиарда человек на Земле могут использовать лишь 5 литров в день. Острее всего дефицит воды ощущается на Ближнем Востоке, в Китае, Индии, в Средней Азии, в странах Центральной и Восточной Африки.
Для Африканского континента доступ к пресной воде - это проблема государственной безопасности, говорит профессор кафедры востоковедения Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Марина Сапронова. Поэтому решение Эфиопии построить плотину на Голубом Ниле вызвало резкое недовольство со стороны Египта. При этом Эфиопия строит в верховьях Нила крупную ГЭС, которая сможет обеспечить энергией и соседние государства. В Египте же опасаются, что после возведения плотины он лишится четверти своих водных ресурсов:
"Для Египта проблема заключается в том, что практически 98 процентов населения проживает в долине Нила. Соответственно, это не просто вопрос обеспечения продовольствием, но это и вопрос промышленного производства, национальной безопасности. То есть недаром говорится, что Египет – это дар Нила. Исторически это государство возникало в долине Нила, и вся его история связана с его водами. Основная проблема заключается в том, что Нилом кроме Египта пользуются еще порядка 10 государств Центральной и Восточной Африки. Причем это такие крупные государства, как Судан, Эфиопия, Кения, Руанда, Уганда, Танзания. Общая численность этих государств в настоящее время составляет более 300 миллионов человек. В последнее десятилетие Судан и Эфиопия начали быстро развиваться и в экономическом плане - растет промышленное производство. Все это требует увеличения потребления воды Нила и увеличения электроэнергии для увеличения этих промышленных мощностей".
В Средней Азии уже несколько лет продолжается спор между Узбекистаном и Таджикистаном из-за реки Вахш – притока Амударьи. Душанбе строит на Вахше Рогунскую ГЭС. Ташкент резко выступает против, опасаясь снижения стока Амударьи, что принесет колоссальный вред сельскому хозяйству. Взаимные противоречия зашли настолько далеко, что разрешить их без международного вмешательства практически невозможно,считает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин:
"К сожалению, отношения Душанбе и Ташкента – не в самом лучшем положении. Причем эта ситуация наблюдается уже много лет. Проблема в том, что в годы Советского Союза отношения между водоизбыточными и вододефицитными государствами Центральной Азии регулировались Москвой и существовала определенная гармония, которая позволяла государствам верховья строить гидроэлектростанции, а государствам низовья не испытывать боязни по поводу дефицита воды".
По прогнозам ученых,через 50 лет запасы питьевой воды в мире сократятся на треть, а то и наполовину. Это не только последствия глобального изменения климата на Земле, но и нерациональное, а порой и варварское водопользование. Если отношение человечества к этой проблеме не изменится, то вооруженных конфликтов из-за воды точно не избежать.