Россияне всерьез озабочены выбросом выхлопных газов
Российская транспортная отрасль всерьез озабочена проблемой топливной экономичности и сокращения выбросов парниковых газов от автотранспорта, по которым сектор в последние годы неожиданно вырвался в "лидеры".
Однако как показал соответствующий круглый стол в рамках VII Международного форума "Транспорт России", ключевым инструментом решения проблемы и министерство, и участники рынка, и эксперты видят прежде всего в переходе на газ как моторное топливо — а не, например, "углеродные" налоги или другие инструменты экономической политики в области изменения климата.
В чем проблема
По данным аналитиков компании CCGS, автомобильный транспорт стал основным источником дополнительных выбросов CO2 в 2011 году, когда общий объем выбросов РФ вырос на 4,47% — до 2,32 миллиарда тонн CO2-эквивалента. Выбросы СО2 от автотранспорта выросли в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 48,8 миллиона тонн (36,8%) и достигли 181,4 миллиона тонн — по сравнению с 2008, последним докризисным годом, выбросы выросли на 64,7 миллиона тонн (55%).
Директор регионального бюро Программы развития ООН по странам Европы и СНГ Оливье Адам подчеркнул, что выбросы автотранспортного сектора росли и растут быстрее выбросов любого другого сектора, например, из-за роста частного автопарка. Он напомнил, что в сентябре президент РФ подписал указ об установлении национальной цели по сокращению выбросов к 2020 году на 25% по сравнению с базовым 1990 годом. Указ, в числе прочего, предполагает разработку плана мероприятий по его реализации и показатели сокращения выбросов по секторам экономики.
"Транспортный сектор должен сыграть в этом ключевую роль … Стратегия транспортного сектора должна стать ключевой частью плана (реализации национальной цели)", — подчеркнул Адам.
Подготовкой плана занимается Минэкономразвития, которое, кроме этого, в рамках совместной рабочей группы с "Деловой Россией" изучает возможности создания в РФ экономического механизма национального углеродного рынка.
На высшем уровне
Неожиданно для многих участников круглого стола в нем принял участие сам министр транспорта РФ Максим Соколов. Он, в частности, напомнил, что в транспортной стратегии, обсуждение которой отрасль начала в прошлом году, экологичность транспорта была заявлена как одна из шести приоритетов развития транспортной системы РФ.
"Повышение экологичности транспорта, энергоэффективности является для нас безусловным приоритетом", — сказал Соколов.
Он подчеркнул, что это комплексная задача, включающая в себя и ужесточение национальных экологических стандартов для транспорта, и развитие новых технологий, но особенно подробно остановился на развитии транспорта на газомоторном топливе. Соколов, в частности, подчеркнул, что пока уровень его проникновения за Уралом остается достаточно низким.
"Совершенно очевидно, если не быть пессимистом, а оптимистом, что у нас огромный рынок газомоторного топлива", — подчеркнул министр.
Соколов напомнил, что в мае правительство приняло постановление, которое, в частности, предполагает к 2020 году перевести на газ до 50% общественного и дорожно-коммунального транспорта в городах-миллионниках.
Представитель ПРООН, в свою очередь, отметил, что само присутствие министра на круглом столе говорит о том внимании, которое ведомство уделяет проблеме топливной эффективности и снижения выбросов парниковых газов автотранспорта.
Что делать
Эксперт управления технологий, промышленности и экономики Программы ООН по окружающей среде Элиза Думитреску в своей презентации рассказала о возможных мерах стимулирования "озеленения" транспортного сектора, от ужесточения топливных стандартов до экомаркировки и введения "углеродных" топливных налогов и других платежей.
"Мы считаем, что поставленная цель (по снижению выбросов CO2) более чем выполнима, технологии для этого есть", — сказала Думитреску.
Но, по-видимому, в России именно массовое внедрение транспорта на газомоторном топливе выбрано в качестве основного механизма достижения поставленной цели — другие меры применительно к России на круглом столе практически не обсуждались, в то время как для перехода на ГМТ предложено было разработать "дорожную карту".
При этом ранее координатор программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин, комментируя планы по переводу общественного транспорта на газ, отмечал, что, хотя газ "экологичнее с точки зрения чистоты воздуха в городах", и в целом меру можно назвать позитивной, с точки зрения климата она сама по себе не даст практически никакого результата.
Представители российских министерств соглашаются с важностью проблемы повышения топливной эффективности транспорта, причем каждый со своих позиций: Минприроды напоминает о "попутном" загрязнении воздуха автомобилями, особенно в крупных городах, а Минэнерго — о том, что цели в рамках государственной политики в области энергоэффективности, связанные со снижением потребления ресурсов, вообще-то касаются и моторного топлива.
При этом представитель министерства, руководитель департамента энергосбережения и повышения энергоэффективности Роман Неуступкин подчеркнул, что проблема топливной экономичности шире и включает в себя развитие транспортной инфраструктуры и прежде всего состояние дорожной сети — по его словам, иногда расход топлива увеличивается на 30-40% "просто из-за состояния дорог".
Не только про CO2
С этим согласны и эксперты углеродного рынка. Руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности Михаил Юлкин заявил РИА Новости, что взять выбросы CO2 от автотранспорта под контроль одними только мерами по повышению качества и снижению углеродоемкости топлива не удастся — необходимо решать более широкие проблемы транспортной инфраструктуры, прежде всего общественного транспорта, и городского планирования.
"Если верить данным об удельном расходе топлива на 100 километров пробега, приведенным на сайте (организаторов круглого стола), то выходит, что наши граждане вдруг стали в среднем в 1,5 раза больше ездить. С чего бы это? Тут действительно нужно разбираться по-серьезному", — отметил собеседник агентства.
"Готовых ответов, а значит, и предложений, как с выбросами (от автотранспорта) бороться, у меня пока нет, к сожалению. Но думаю, что одними только мерами углеродного регулирования здесь не обойтись …, много чего нужно менять, причем не только в транспортной отрасли, а вообще в экономике, прежде всего в ее географическом, пространственном измерении", — считает Юлкин.
Эксперт "Деловой России" Антон Галенович отметил, что в рамках разработки экономических механизмов регулирования выбросов парниковых газов, которой занимается совместная рабочая группа Минэкономразвития РФ и "Деловой России", есть предложение включить в число регулируемых источников выбросов "поставщиков ископаемого (углеводородного) топлива", то есть, например, тех же производителей бензина.
"Это предложение направлено в первую очередь как раз на это (регулирование выбросов от автотранспорта — ред.)", — сказал Галенович.
Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Алексей Бакирей подтвердил РИА Новости, что министерство, как и другие отрасли, участвует в подготовке плана реализации сентябрьского "углеродного" указа президента. Очередное обсуждение проекта плана должно состояться на заседании совместной рабочей группы МЭР и "Деловой России" в середине декабря.