Гринпис начинает серию блогов
Гринпис России начинает серию блогов, в которых мы расскажем о проектах других офисов Гринпис в области решения проблемы мусора. В первом материале мы решили выяснить, насколько успешно работает система «залоговой стоимости» в Австралии.
Гринпис России давно говорит о том, что в России необходимо изменить устаревший «Закон об отходах». По последним данным, в подготовленных поправках одним из важных нововведений станет так называемая «расширенная ответственность производителя». На деле это означает, что теперь компании будут нести ответственность не только за свой продукт, но и за упаковку, в которую они с убийственной любовью заворачивают товары. Производителям будет предоставлено право выбора: наладить систему приёма и переработки бутылок, коробок, пластика, алюминиевых банок или уплатить «экологический взнос».
То есть одним из вариантов системы приёма вторсырья может стать использование механизма залоговой стоимости. В связи с этой ситуацией нам показалось небезынтересным рассказать об опыте Австралии, где сейчас в двух штатах действует система залоговой стоимости бутылки, а наши коллеги выступили за внедрение такой системы во всей стране.
Мёртвые птицы
В Австралии, где население составляет 22 миллиона человек, используют около 13-14 миллиардов пластиковых бутылок в год. При существующей на континенте системе утилизации в переработку отправляется меньше половины этих бутылок. Это означает, что 7 миллиардов ежегодно оказываются не только на свалках, но и на пляжах, и в океанах.
Более трети мусора в морях и океанах – это пластиковая упаковка из-под продуктов. В Австралии даже появился термин «пластиковый помёт с земли». У нас вы можете купить лучшие деревянные игрушки для ваших детей по оптимальной цене! Его жертвами становятся киты, дельфины, черепахи, тюлени и бесчисленное количество других морских обитателей. Последние исследования показали, что блеск и яркие цвета пластика привлекают к себе до 80% одних только морских птиц. Многие животные и птицы принимают мусор за добычу и съедают. После этого большинство из них умирает в самом прямом смысле от жуткого голода, когда их желудок забит пластиком.
Сегодня пластик плавает во всех мировых океанах, вдоль побережий индустриальных городов и вокруг необитаемых островов, его можно встретить в Арктике, кое-где он даже устилает дно водоёмов. Нельзя забывать, что даже самый обычный пластик содержит большое количество химических добавок, которые способны вызывать эндокринные расстройства, способствовать развитию злокачественных опухолей, а также способны хоть и в малых количествах, но выделяться в окружающую среду и накапливаться в ней. Стойкие органические загрязнители (СОЗ), такие как пестициды и полихлорированные бифенилы, способны прикрепляться к пластиковым фрагментам. Потом они попадают и в пищевую цепочку через представителей морской фауны, которые заглатывают кусочки пластика.
Проекты Гринпис Австралии
Наиболее эффективным решением сложившейся ситуации в Гринпис Австралии признают внедрение залоговой стоимости пластиковой тары. Её принцип очень простой: в стоимость напитка сразу закладывается стоимость бутылки, примерно 10% от обычной цены. Чтобы получить эту залоговую стоимость обратно, потребителю нужно просто вернуть пустую бутылку в магазин.
При этом такая система действует по принципу «платит загрязнитель»: даже если человек не донёс бутылку до магазина, скорее всего найдётся тот, кто подберёт её и получит деньги. Система заставляет и производителя нести ответственность за ту упаковку, которую он производит и продаёт.
Подобная система действует в штате Южная Австралия более 30 лет и её результаты действительно впечатляют. Сегодня там перерабатывается более 80% всех бутылок: это примерно в два раза больше, чем в других штатах. Впечатляют и экономические результаты. Так, только в 2012-13 годах в переработку отправились почти 595 миллионов пластиковых бутылок и банок, что сэкономило почти 60 миллионов долларов. По объёму это 46 200 тонн пластика, который иначе оказался бы на свалке или в мировом океане.
Подобная система была внедрена в 2012 году в ещё одном австралийском штате — Северной территории. После этого компания «Кока-кола» попыталась оспорить эту инициативу в суде, но в итоге государственные органы поддержали развитие залоговой стоимости.
Сейчас Гринпис Австралии выступает за внедрение «залоговой стоимости» в оставшихся шести штатах. Антирекламу инициативе пытается создать индустрия напитков, пропагандируя мифы об увеличении затрат потребителя. Хотя цены в Южной Австралии не отличаются от других штатов. И экономические выгоды в миллионы долларов говорят сами за себя.
А как у нас?
В нашей стране существуют заводы, способные и готовые перерабатывать пластик. Но многие из них простаивают, поскольку в России не существует централизованной системы сбора отходов. Безусловно, многие производители напитков и в России выступают против залоговой стоимости бутылки, которая когда-то фактически существовала в СССР и была эффективной.
Однако скорее всего поправки в «Закон об отходах» будут приняты, и тогда производителям, и магазинам придётся решать проблему. Тогда супермаркеты, которые уже сейчас налаживают приём отходов, в том числе стеклотары и пластика, окажутся в более выгодном положении.