Обри ди Грей
Обри ди Грей - человек с пронзительным взглядом голубых глаз и рыжей бородой, одетый в неряшливые джинсы. В прошлом году этот геронтолог-самоучка, работающий в департаменте генетики Кембриджского университета, привлек большое внимание своими теориями старения. Ди Грей утверждает, что в ближайшие 30 лет появится возможность кардинально увеличить продолжительность жизни человека. "Возможности медицины растут, и мы сможем справляться с проблемой старения так же эффективно, как сегодня справляемся со многими заболеваниями", - говорит он. Он не видит причин, по которым живущие сегодня люди не должны жить 150 лет или больше. Его уверенность основана на работе над проектом, который он назвал "Стратегии управления старением". В ходе исследования он определил семь типов молекулярных или клеточных повреждений, вызывающих старение, каждый из которых "в перспективе можно устранить с помощью технологий либо уже существующих, либо активно разрабатываемых". В научных кругах к ди Грею относятся по-разному, некоторые - с восхищением, другие - со скептицизмом. Кто он - первооткрыватель или чудак? Наивный человек или пророк? Ясно одно: независимо от того, согласны вы с его теориями или нет, их трудно проигнорировать. Джей Ольшанский, профессор эпидемиологии Чикагской школы общественного здоровья, признается: "Надо купить аммиачные компрессорные установки недорог, европейского качества, из лучших материалов для строительства". Ди Грей привлекает большой интерес и за пределами научного сообщества. Он возглавил новое политическое движение, набирающее силу в Великобритании. Это движение носит название "трансгуманизм", и его ключевая идея заключается в том, что достижения в науке и технологии освободят нас от болезней и старения и дадут нам возможность жить более долгой и здоровой жизнью. Умеренные сторонники трансгуманизма выступают за широкое применение новых технологий, таких как пластическая хирургия и генная терапия, которые могут улучшить наши физические и умственные данные. Более радикальные трансгуманисты сходятся во взглядах с футуристом Рэем Курцвайлом, который в своей книге "Единство близится" пишет: "В конечном счете, мы сольемся с нашими технологиями: К середине 2040-х годов небиологическая часть нашего интеллекта будет в миллиарды раз мощнее, чем его биологическая часть". Такие прогнозы вызывают ожесточенную критику со стороны консерваторов в сфере религии и культуры, которые считают трансгуманизм насилием над человеческой природой. Критические замечания высказывают и представители либеральных и левых сил, обеспокоенные тем, что идеи трансгуманизма противоречат понятиям равенства и прав человека. К примеру, американский академик Фрэнсис Фукуяма назвал трансгуманизм "самой опасной идеей в мире". Между тем технологии усовершенствования человека начинают переходить со страниц научно-фантастических произведений в лаборатории, а затем - в широкое применение, и в этих условиях такая негативная реакция не оправдывает себя. Трансгуманизм основан на прогрессивной идее - стремлении усовершенствовать медицину и здравоохранение таким образом, чтобы у нас появилась возможность жить более долгой, здоровой и полной жизнью.