Обнаруженные странные башенки, которые строят пауки
Обычно арахнологи при идентификации полагаются на изучение зрелых и взрослых особей. Однако в Амазонии в распоряжении исследователей находятся лишь недавно вылупившиеся паучки Обнесенные оградой спиралевидные башенки, обнаруженные в Перу в районе Амазонской низменности, были сделаны пауками. Мы присоединились в Перу к группе ученых, представители которой наблюдали за тем, как три паучка вылупились из яиц, спрятанных в основании этих небольших башен, пишет Надя Дрейк (Nadia Drake) специально для раздела РИА Наука.
Однако специалисты все еще пытаются понять, какие именно пауки создают столь замысловатые шелковые конструкции, и вообще это очень сложная задача, если вы располагаете только фотографиями и видеозаписью с изображением молодых паучков, которым всего два дня от роду. К сожалению, этой команде пришлось покинуть Перу до того, как паучки смогли подрасти, и поэтому окончательная форма взрослых особей пока остается неизвестной. Мы спросили специалистов, занимающихся арахнологией и эволюцией шелка пауков, о том, к какому виду могут принадлежать эти маленькие паучки. Мы также получили сообщения о том, что подобные сооружения были найдены в других местах, и теперь, когда люди знают, что нужно искать, сможем ли мы обнаружить, что именно эти спиралевидные конструкции скрывают на виду у всех в разных частях планеты? Можем ли мы что-нибудь узнать на основании данных об их географическом распространении? Пока с помощью фотографий и описаний мы смогли подтвердить дополнительные находки в Эквадоре и во Французской Гвиане. В обоих случаях подобные сооружения были замечены в зонах, расположенных вблизи тропиков и похожих на те места, которые мы посетили в Перу недалеко от исследовательского центра Tambopata Research Center. Кстати, решили купить пластиковые окна в Воронеже? Мы нашли только для наших постоянных читателей лучший вариант с быстрой доставкой и оптимальными ценами.
Подобные конструкции были обнаружены во Французской Гвиане около десяти лет назад биологом Жюльеном Гранжье (Julien Grangier), сотрудником Лионского университета во Франции. Фотограф Брайан Ли (Brian Lee) видел эквадорские конструкции в январе прошлого года на острове, расположенном на одном из притоков Амазонки. Мы также располагаем неподтвержденными сообщениями об обнаружении похожих конструкций из Бразилии, из нескольких мест в Соединенных Штатах, а также из Бельгии, и теперь ожидаем получения фотографий. В Перу мы видели подобные конструкции лишь на одном маленьком острове около самого исследовательского центра, и расположены они были вдоль тропинки, пролегающей сквозь заросли цекропии и бамбука. Итак, подтвержденные находки в Южной Америке свидетельствуют о том, что этот вид животных распространен значительно более широко, чем мы первоначально предполагали — однако его представители, вероятно, довольно разборчивы при выборе воего ареала. Увы, но идентификации пауков, имеющих отношение к подобным сооружениям, оказалась намного сложнее, чем поиски их новых мест обитания. То немногое, что нам удалось узнать о самих пауках, было установлено на основании изучения фотографий и видеоматериалов крохотных новорожденных паучков, взбирающихся вверх по шелковому заборчику. И, судя по всему, имеющиеся данные недостаточно хороши для того, чтобы они могли послужить основанием для более точной идентификации.
«Фотографии ни в коем случае не могут предоставить мне полную информацию, необходимую для корректной идентификации, — подчеркнул Норм Плэтник (Norm Platnic), почетный куратор отдела пауков Американского музея естественной истории (American Museum of Natural History). — Если представители этого вида существуют, то в таком случае они должны быть исследованы компетентным арахнологом. Ну а если они не существуют, то тогда не может быть и никакого реального знания». Ситуация ухудшается. Даже при самом благоприятном раскладе идентификация пауков весьма сложна. «В одной лаборатории, в которой я преподавала, мы занимались идентификацией пауков, и тогда я должна была быть уверенной в наличии шоколада и носовых платков на случай неизбежных нервных срывов у студентов», — отметила Гвен Пирсон (Gwen Pearson), энтомолог и пишущий о насекомых блогер онлайнового издания Wired. Обычно арахнологи при идентификации полагаются на изучение зрелых и взрослых особей. Если ученые обладают подобными особями, то тогда они внимательно изучают глаза пауков, их передние и задние конечности, их коготки и репродуктивные органы. Последние из перечисленных объектов наблюдения являются наиболее важными для идентификации зрелого паука вплоть до уровня вида. «Настоящая диагностическая работа ведется при изучении гениталий, — подчеркнул Крис Баддл (Chris Buddle), энтомолог из Университета Макгилла (McGill University).
Это означает, что для проведения окончательной идентификации необходимо иметь взрослых особей этих животных. Однако в Амазонии в распоряжении исследователей находятся лишь недавно вылупившиеся паучки, и им для достижения зрелого возраста могут потребоваться недели, если не месяцы. По мере их роста начнут развиваться те их части тела, которые и используются для идентификации. Несмотря на существующие сложности, некоторые смелые эксперты не прочь заняться спекуляциями относительно того, какой именно вид пауков мы изучаем — и какой вид пауков мы, соответственно, не изучаем. Менее точная идентификация — например, на уровне семейства — иногда может быть произведена на основании изучения глаз пауков, которые значительно отличаются в зависимости от семейства. «Некоторые семейства могут быть идентифицированы по расположению глаз, — отмечает Джо Лэпп (Joe Lapp), отвечавший ранее за коллекцию пауков в Техасском университете в Остине. — Некоторые семейства обладают не слишком отличным друг от друга расположением глаз, совпадающим с другими семействами». Судя по глазам, мы, вероятно, должны исключить паука-скакунчика (Salticidae).
«Я полагаю, что некоторые семейства можно исключить, включая паука-скакунчика, принимая во внимание относительно небольшие передние средние глаза, а также расположение остальных глаз, — подчеркнул Уильям Эберхард (William Eberhard), старший научный сотрудник Смитсоновского Института тропических исследований (Smithsonian Tropical Research Institute). Другими словами, эти паучки не обладают достоинством в виде больших глаз, характерным для прыгающих пауков. Некоторые идеи способны подсказать сами шелковые башни. «Для начала, основываясь на изучении шелковых конструкций, представляется вероятным, что мы имеем дело с представителем суперсемейства Orbiculariae», — отмечает Лесли Брунетта (Leslie Brunetta), занимающаяся изучением эволюции шелка пауков. Это суперсемейство включает в себя пауков, создающих мелкосетчатый шелк — пушистый и вьющийся, как в упомянутых заборчиках, а также всех пауков, плетущих круглые по форме паутины. С течением времени некоторые пауки модифицировали свои круглые паутины до такой степени, что они больше уже не напоминают окружность. Брунетта полагает, что обнаруженные загоны могут оказаться модификацией окружностей с прочными опорами, связанными между собой пушистым мелкосетчатым шелком. Альтернативная идея, предложенная двумя арахнологами, состоит в том, что создающие башни пауки принадлежат к семейству миметидов (Mimetidae), представители которого производят коконы, напоминающие по форме башни. По крайней мере внешне. А еще их еще называют пауками-пиратами, поскольку представители этой группы поедают других пауков. Вместо плетения собственной паутины пауки-миметиды заползают на паутину других пауков и изображают из себя запутавшуюся в ней добычу. А когда другие пауки приближаются к ним, они кусают их передние лапки и таким образом их парализуют. После этого они обедают.
«Я думаю, что обнаруженные паучки близки к семейству миметидов, — подчеркнул Джонатан Коддингтон (Jonathan Coddington), куратор отдела паукообразных Национального музея естественной истории. Вместе с тем Коддингтон признает существующие при идентификации пауков сложности на столь раннем этапе развития. «Бесполезно пытаться проводить идентифицикацию в период второй возрастной стадии у пауков», — заключил он. «Если посмотреть на сам кокон, то он немного похож на семейство Mimetidae или Theridiidae, — отмечает Петер Йегер (Peter Jaeger), глава отдела арахнологии Музея естественной истории во Франкфурте, Германия. — Это лишь поверхностное сходство, но тем не менее кучки шелка вокруг защитной оболочки яйца, а также 3-D волокна являются просто удивительными». Йегер полагает, что эти сооружения, вероятно, не являются творением безумных трупных пауков, которых мы обнаружили во внушающих ужас гнездах рядом с конструкциями из шелка. Эти пауки живут в гнездах с ложными трупами насекомых. Ученые видели их рядом с башенными конструкциями, однако, по мнению Йегера, нет никаких оснований полагать, что именно они построили эти обнесенные защитным ограждением спирали: обычно эти пауки откладывают яйца внутри своих вселяющих ужас гнезд смерти. Александр Бональдо (Alexandre Bonaldo), куратор бразильского исследовательского центра Museu Paraense Emilio Goeldi вообще сомневается в том, что обнаруженные рядом с башнями пауки на самом деле построили гнезда, наполненные трупами насекомых. «Этот второй паук принадлежит к семейству кориннидов (Corinninae)», — подчеркнул Бональдо. По мнению Бональдо, пауки-коринниды часто оккупируют места, созданные другими пауками, а не строят свои вызывающие ужас и напичканные трупами жилища. «Более того, появившиеся из башен паучки в любом случае не похожи на представителей семейства Corinninae, — добавил Бональдо. — Я не могу дать вам позитивную идентификацию, но это не семейство Corinninae». Другая идея, намного более детально разработанная из тех, с которыми нам удалось познакомиться, предложена арахнологом Джоном Кочалка (John Kochalka) из парагвайского Музея естественной истории. Кочалка считает, что эти паучки принадлежат к еще не описанному роду из подсемейства Hadrotarsinae, то есть к группе крохотных пауков, взрослые особи которых вырастают всего до нескольких миллиметров в длину.
«Взрослые особи этого подсемейства не больше только что вылупившихся паучков, и это объясняет, почему самка каждый раз способна отложить только одно яйцо», — подчеркнул Кочалка и заметил, что некоторые представители подсемейства Hadrotarsinae также производят яйцевую камеру конической формы. Кроме того, он принимает в расчет то место, где расположены обнаруженные сооружения — вдоль тропинок, проходящих через заросли цекропии, в полых стволах которых обычно обитают муравьи. Крохотные башни также можно обнаружить в тех местах, где стволы деревьев покрыты лишайником. «Мне недавно пришла мысль о том, что обсуждаемые нами пауки являются специалистами по поеданию муравьев, чем, как известно, занимаются некоторые — или большинство — представителей семейства Hadrotarsinae, — подчеркнул Кочалка. — Женские особи выбирают такое место, где много муравьев, которых можно использовать в качестве корма для потомства. Ограждающий плотный заборчик является особым приспособлением для того, чтобы муравьи не проникали внутрь, а иногда оно используется как имитация лишайника или грибов в целях камуфляжа». По мнению Кочалка, дополнительные данные относительно идентификации обнаруженных пауков могут быть предоставлены самими заборчиками. Один из возможных вариантов состоит в том, что они были построены только для того, чтобы отпугивать хищников, которые не прочь отведать своего рода сашими из пауков. Заместитель руководителя исследовательской группы Джина Хилл (Geena M. Hill) из расположенного во Флориде Музея естественной истории наблюдала в Амазонии за тем, как большой муравей спускался вниз по стволу цекропии, но затем изменил свой маршрут для того, чтобы обойти плотное ограждение и яйцевую камеру в форме башни. Но возможно также, что эти ограждения служат в качестве ловушки для сбора корма для маленьких паучков, в том числе для ловли клещей. Исследователи видели, как они вползали внутрь этих конструкций и застревали там на многочисленных ограждениях. В конечном итоге следует сказать, что мы все еще не знаем, какие именно пауки создают подобные странные конструкции. Мы также не знаем, идет ли речь в данном случае о каком-то новом виде или об уже известном виде пауков, способных делать то, что пока еще формальным образом не было описано.