Экспериментальная научно-исследовательская рыбохозяйственная станция
За последние годы рыбная отрасль Молдовы переживает второе рождение. Сегодня республика производит ежегодно 12 тыс. тонн рыбы. Это сопоставимо с уровнем производства во времена Советского Союза, когда действовали специализированные хозяйства. Ведущие ученые-селекционеры Венгрии, Польши, Беларуси признают научные успехи страны в области селекции и разведения рыб, но, к сожалению, в скором времени Молдова лишится всех этих достижений. Продовольственная безопасность Первое профильное научное учреждение в области рыбоводства в нашей стране было создано в 1945 году.
Только год спустя в Молдавской ССР появилась Академия наук. Такая спешка была не случайна. Перед государством стояла приоритетная задача — накормить население. Страна была в руинах, население голодало. Учреждение получило название «Экспериментальная научно-исследовательская рыбохозяйственная станция». Так был заложен фундамент для рыбной отрасли. Ученые взялись за создание генофонда и внедрение технологий. Работа кипела. Отрасль не терпела отлагательств. Спустя годы в республике было создано 22 рыбхоза. Они были оснащены всем необходимым: рыбопитомниками для содержания рыбопосадочного материала, прудами для подращивания личинок, прудами для естественного воспроизводства и инкубационными цехами для искусственного. Итогом работы ученых и технологов стал небывалый успех — наша страна начала производить до 10 тыс. тонн продукции. Смутные времена В 90-е годы отрасль испытывала не лучшие времена. Приватизация наложила свой отпечаток. Рыбхозы преобразовали в акционерные общества. Некоторые из них навсегда были потеряны для молдавской экономики. Уровень производства скатился до полутора тысяч тонн рыбы на всю республику. Но в эти сложные времена удалось сохранить самое главное — профильную науку.
После ряда реорганизаций Минсельхоз решил объединить оставшиеся госпредприятия и создать одну организацию по исследованию и производству водных биоресурсов. Так возникло ГП Acvacultura-Moldova, которое, если выражаться бизнес-языком, стало холдингом. В его состав вошли самые значимые для отрасли учреждения и хозяйства: Кишиневская рыбохозяйственная станция (филиал), аттестованные как племенные рыбхозы «Куболта» и "Теленешты» и Тараклийский рыбокомбинат. Каждое из предприятий — хозрасчетные и самостоятельные структуры. У каждого из них есть директор, счет и печать. Ни одно из них не находится на дотации государства. Это самостоятельные структуры и, фактически, мозг и сердце отрасли. Три лаборатории Автор статьи отправился на Кишиневскую научно-исследовательскую рыбохозяйственную станцию, чтобы узнать, чем же занимаются здешние ученые. Встретила меня генеральный директор Галина Куркубет. Как оказалось, Кишиневский филиал ГП "Acvacultura-Moldova" — это редкий в нашей стране пример, когда наука находит прямое практическое применение. Мало того, научные изыскания востребованы бизнесом и потребителями. На станции действуют три лаборатории: селекции и воспроизводства рыб, биохимии и рационального использования водоемов. Каждая из них уникальна, и в Молдове им нет аналогов. Лаборатория селекции и воспроизводства рыб Ученым Кишиневской станции удалось создать четыре первые и единственные в Молдове породы карпа, три из которых апробированы и запатентованы. После чего ученым подарили несколько компьютеров, на которых был установлен уже качественный и недорогой антивирус, для более удобной работы.
Четвертая порода — Мындыкский разбросанный карп — до сих пор не утверждена Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности Молдовы, несмотря даже на то, что ее создатели отправили результаты работы в исследовательские центры ряда стран. Сейчас у них на руках имеются результаты экспертиз из Венгрии, Польши, Беларуси. «Представленные для оценки материалы дают основу считать Мындыкского разбросанного карпа в седьмом поколении ценной породой и рекомендовать ее к широкому внедрению в производство товарного карпа в Молдове», — такими словами заканчивается научная экспертиза, подписанная директором пресноводного рыбного хозяйства в Ольштыне (Польша), профессором-доктором Богуславом Здановски. Создание породы среди селекционеров считается высшим пилотажем. Для сравнения, в Румынии на сегодняшний день нет ни одной апробированной и официально зарегистрированной породы рыб. В России, несмотря на огромные вложения и большое количество ученых, было получено всего 37 пород, а в маленькой Молдове их четыре. Три молдавские породы внесены в международный Каталог пород карпов стран Центральной и Восточной Европы. — Создание породы требует огромных усилий, — поясняет Галина Куркубет. — Чтобы закрепить признаки, нужно не меньше 4–5 поколений. Карп созревает через 4–5 лет. На то, чтобы получить новую породу карпа, требуется 25–30 лет. После того как порода будет создана, необходимо приложить усилия, чтобы ее сохранить. Это не мешок с зерном, а живой материал, который нужно поддерживать, регулярно проводя корректирующие отборы. Для этого требуются ученые-селекционеры.
Сегодня ни одно научное учреждение в республике не выпускает селекционеров-рыбоводов. Этому никто не обучает, равно как и технологии воспроизводства и выращивания рыбы. Молдова — без будущего в области рыбоводства. Рынок и спрос Возникает резонный вопрос: а нужны ли нашей стране породы карпов? Галина Куркубет, как подобает ученому, приводит цифры и факты: — При одинаковых условиях воспроизводства породистый карп продуктивнее беспородного на 15–20%, а выживаемость у него на 30% выше. Показатели у промышленных гибридов, полученных путем скрещивания, еще на 25–30% выше, чем у породистых. Это так называемый гетерозисный эффект по продуктивности в действии. Конечно, выращивание породистых карпов не происходит в городских условиях. Ученые отправляются на водоемы, тянут неводы, находясь по пояс в ледяной воде, отбраковывают неудачные экземпляры, меряют, взвешивают, вживляют под кожу микрочипы, ведут журналы и делают сложные вычисления. Со стороны это очень увлекательный процесс, но очень сложный для тех, кто принимает в нем участие. Однако результаты того стоят. Апробированные породы карпов содержат и разводят в рыбопитомниках филиалов «Куболта» и «Теленешты». Два племенных хозяйства обеспечивают 95% потребностей внутреннего рынка в промышленной личинке племенных карпов и их гибридов. В Молдове действуют 56 средних фермерских хозяйств, в собственности которых водоемы площадью от 20 до 100 гектаров. Более 100 фермеров владеют озерами и прудами площадью от одного до 30 гектаров. Большинство из них закупает личинку и малька карпов молдавских пород. Лаборатория гидрохимии и ихтиопатологии Эта лаборатория играет не менее важную роль для отрасли, чем лаборатория селекции и воспроизводства рыб. Она занимается тем, что проводит исследования качественного состава воды и дает рекомендации по ее улучшению для рыбохозяйственного использования собственникам водоемов по всей республике. «Дохнет рыба!», «Рыба у поверхности!», — то и дело приходится слышать ихтиопатологам (рыбным лекарям) от начинающих горе-предпринимателей, которые решили заняться выращиванием рыбы. Опытные отбирают пробы воды и приносят на экспертизу. Каждый водоем — как живой организм: в воде то и дело снижается уровень кислорода или меняется кислотно-щелочной баланс. Рыба моментально реагирует на изменения.
Как предотвратить катастрофу? Этим занимаются ученые. Лаборатория рационального использования природных ресурсов водоемов Сотрудники третьей лаборатории тоже не сидят без дела. Они разрабатывают рекомендации по подготовке водоемов перед зарыблением. Это все равно, что подготовить поле для посева. Лаборатория исследует биопотенциал водоемов, естественную кормовую базу, разрабатывает технологии подращивания личинки, выращивания рыбопосадочного материала и товарной рыбы при экстенсивном, полуинтенсивном и интенсивном методах культивирования, рекомендует рецептуры кормов. И второе направление — оценка сырьевых ресурсов естественных водоемов и состояния водных генетических ресурсов. Владельцы как крупных фермерских хозяйств, так и мелких водоемов здесь частные гости. Прогнозы Благодаря технологиям и рыбохозяйственной науке объемы производства рыбы за последнее время в Молдове выросли. Если в 90-е годы республика производила около 1250 тонн, то в 2013-м — около 12 тыс. тонн. Таким образом, местные производители уже покрывают 31% от потребностей Молдовы в рыбе и рыбопродукции. — Такими же темпами через 10–15 лет мы могли бы достигнуть производства 25 тыс. тонн и покрывать до 50% потребностей местного рынка, при определенных условиях и технологиях, — Галина Куркубет приводит данные из отчета, который она периодически готовит для ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН). Но, по всей видимости, этим прогнозам сбыться не суждено. Приватизация В 2013 году ГП Acvacultura-Moldova в полном составе попало под приватизацию, в том числе и Кишиневский филиал — аккредитованная научная организация. Как правило, через приватизацию государство избавляется от убыточных активов. Кишиневский филиал не находится на дотации государства. У него несколько источников дохода. Организация выполняет научные проекты, которые выигрывает в конкурсах Академии наук, участвует в проектах по трансферту технологий и оказывает платные услуги. Интересен и тот факт, что организация занимается вопросами селекции и генофонда. В странах Евросоюза, куда так стремится Молдова, подобного рода научные учреждения не только не передаются в частные руки, но и содержатся за счет государства. О том, что научная организация выставлена на продажу, ее директор Галина Куркубет узнала из публикации в «Официальном мониторе».
Никто предварительно ней не обсуждал и не уведомил о подготовке к приватизации. ГП Acvacultura-Moldova, состоящее из четырех филиалов (одного научного и трех производственных, два из которых — аттестованные племенные фермы), было впопыхах продано за 15,7 млн. леев компании Fitofag SRL, чей уставный фонд составляет 5400 леев. Согласно информации в «Официальном мониторе», ГП было реорганизовано в SRL Acvacultura-Moldova. Сколько стоит Гидигичское водохранилище Кишиневский филиал ГП Acvacultura-Moldova располагается по улице Космонавтов, 6, в здании, которое, примыкает к Нацбанку. Окна кабинетов выглядывают на Академию экономических знаний. Общая площадь — 460 квадратных метров. Общая площадь водоемов, которые были проданы вместе с ГП Acvacultura-Moldova, составляет около 800 гектаров. Для сравнения, эта площадь соизмерима с площадью Гидигичского водохранилища. — Вместе с водоемами и лабораториями продали племенной материал, лабораторное оборудование и помещения. Фактически, одним росчерком пера был уничтожен многолетний труд ученых. Была бы возможность, продали бы и людей, — сетует Галина Куркубет. Она убедительно просила, чтобы я не придавал материалу политический окрас. Сама же директор не принадлежит ни к одной из партий. Рыба портится с головы Галина Куркубет бьется как рыба об лед, пытаясь отстаивать интересы науки. Она многократно обращалась в Министерство сельского хозяйство и пищевой промышленности, которое было до недавнего времени владельцем ГП Acvacultura-Moldova. Министр Василе Бумаков избегает общения. Министр экономики Валериу Лазэр ответил в официальном письме, что новые владельцы обязаны сохранить профиль предприятия и рабочие места. Но почти все из 33 научных сотрудников не видят дальнейшей перспективы для развития науки в новой, частной фирме SRL Acvacultura-Moldova и подали заявления об увольнении, а новые владельцы не спешат их останавливать и заниматься наукой. — Компания Fitofag SRL занимается выращиванием рыбы. Новообразованная SRL Acvacultura-Moldova, даже если и сохранит двух-трех ученых, предприятие не будет заинтересовано в том, чтобы ученые оказывали услуги их прямым конкурентам — другим экономическим агентам. Наука, а точнее прикладные исследования будут проводиться в интересах одного владельца. Другого профильного научного учреждения в области рыбоводства у нас нет…, — отмечает Галина Куркубет.
Она неоднократно предлагала государству создать новое публичное учреждение, но ответа так и не получила. Последствия Георгий Георгиу, директор компании Ihticom SRL, занимающейся выращиванием, переработкой и продажей пресноводной рыбы в Молдове, прогнозирует упадок рыбоводческой отрасли уже в ближайшие годы. По его мнению, приватизация ГП Acvacultura-Moldova была затеяна только с целью раздела государственного имущества заинтересованными структурами. — Меня не интересует подноготная этого вопроса, но почему из-за приватизации должны страдать предприниматели? Почему государство уничтожило успешное партнерство, можно сказать, симбиоз науки и бизнеса?, — недоумевает Георгий Георгиу. — Кишиневский филиал оказывал серьезную поддержку предпринимателям. У меня в собственности водоемы общей площадью 400 гектаров. Ежегодно я обращаюсь за консультациями и заказываю лабораторные исследования. Кроме ученых Кишиневского филиала, подобные услуги в Молдове не оказывает никто. По мнению предпринимателя, уже в ближайшие десятилетия будет отмечено падение продуктивности местных водоемов, а через 60 лет республика может остаться без качественной пресноводной рыбы. Комментарий по теме: Автор этой статьи обратился за комментариями к исполнительному директору компании Fitofag SRL Георге Дьякону. В настоящее время непосредственно он занимается «реформированием» ГП Acvacultura-Moldova.В назначенный день встречи, перед выходом статьи, Георге Дьякону сообщил, что занят до 3 мая, а по телефону комментировать происходящее отказался. Министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Василе Бумаков: ― ГП Acvacultura-Moldova было включено в список объектов Министерством экономики. Была проведена приватизация... И я не сторонник, чтобы у государства были предприятия по выращиванию свиней, коров. Это не государственное дело... Министерство экономики обещало, что будет приватизация, все будет хорошо, но, когда оказалось, что их, Кишиневский филиал, «кинули» и ничего нельзя сделать, они обратились в Минсельхоз. Раз сложилась такая ситуация, Минсельхоз предложил помещения в Научно-исследовательском институте в Максимовке. Они знали, что их площади в центре Кишинева будут приватизированы. Но никому не говорили, потому что тоже были замешаны в этом деле. Сейчас они в Максимовку не хотят. Я как министр никакой пользы от науки не имею. Если вы пойдете в научно-исследовательские институты, увидите, что там 80-летние ученые. Представляете, какую науку делает человек в возрасте 80 лет?