Эксперимент ученых отдела защиты леса
В конце января в подмосковное Пушкино, во ВНИИЛМ, съехались порядка десяти телекомпаний разного уровня, среди которых были «Подмосковье 360», РЕН ТВ, НТВ, «Утро России» и другие. Внимание съемочных групп привлек завершившийся эксперимент ученых отдела защиты леса – Центра приоритетных биотехнологий с использованием большой индийской бабочки.
Центр был создан в институте специально для поиска принципиально новых биологических методов борьбы с насекомыми-вредителями, которые сильно активизировались после расширения международных связей, особенно в Подмосковье. Леса благодатного Московского региона постоянно атакуют как местные, аборигенные виды насекомых, так и «заезжие» – инвазивные. На смену короеду-типографу, численность которого начала потихоньку снижаться, приходят шелкопряд-монашенка, дубовая листовертка, рыжий сосновый пилильщик, ясеневая изумрудная златка, охридский минер и другие. Заметим, что каждый из этих видов уже нанес немалый вред лесному хозяйству, а может нанести еще больший.
Ученые ВНИИЛМа по заданию Федерального агентства лесного хозяйства работают над созданием экологически безопасных методов борьбы с вредителями леса. Одна из таких разработок связана с выведением в лабораторных условиях крупнейшей в мире бабочки, привезенной из Индии, – павлиноглазки. Методика успешно прошла апробацию, но оказалась еще и зрелищной: периодически в лабораториях института порхают огромные «кареглазые» павлиноглазки, которые охотно садятся на руку и не боятся людей. Такое тележурналисты, конечно, не могли пропустить.
Авторы метода – руководитель лаборатории биологических методов защиты леса ВНИИЛМа Юлия Сергеева и научный сотрудник лаборатории Андрей Загоринский, что называется, вживую показали представителям СМИ все основные этапы развития павлиноглазки: гусеница – кокон – куколка – взрослое насекомое, а также процесс разведения в куколке павлиноглазки другого насекомого – китайского эулофида.
Энтомофаг под названием китайский эулофид или, как прозвали его журналисты,«китайский истребитель» является в основном «грозой» таких видов, как шелкопряд-монашенка и дубовая листовертка.Крохотная мушка эулофида безошибочно находит в лесу куколок этих вредителей и откладывает в них яйца, тем самым предотвращая появление взрослой особи вредного насекомого. Метод контроля над популяцией вредителей заработает в полную силу, если количество эулофида будет достаточным. Для этого его искусственно выращивают в лабораторных условиях, а затем выпускают в природный ареал. Для успешного разведения, в свою очередь, нужен хороший «питающий хозяин» – неприхотливый к условиям содержания, устойчивый к болезням, недорогой в питании. Десять предыдущих видов бабочек были отвергнуты учеными ВНИИЛМа по разным причинам. Наиболее подходящей, казалось, была вощинная моль, но из ее куколки выкармливаются только 300 особей китайского эулофида, а из куколки павлиноглазки – более двух тысяч, в 7 раз больше! А сами бабочки нужны для воспроизведения очередного потомства.
Срок жизни бабочки-павлиноглазки 5–7 дней, поэтому – «не до разговоров». Почти сразу после выхода из кокона они спариваются, и через день-два самки откладывают яйца. Время появления, выращивания и окукливания гусениц занимает примерно 25 дней, и это самый ответственный период. Им нужно создать специальные климатические условия, а корм для них готовится из более чем 30 различных компонентов. Но результат того стоит.
Значение индийской бабочки для российских лесов переоценить невозможно – так резюмировала в своем интервью автор метода Юлия Сергеева.«Разработанная во ВНИИЛМе технология с использованием павлиноглазки в качестве «питающего хозяина» позволяет ускорить процесс наработки особей энтомофага к летнему сезону. А в случае постановки этой технологии на промышленную основу, у руководителей лесного хозяйства есть достаточно реальный шанс оперативно взять под контроль размножение нескольких опасных видов насекомых-вредителей», – сказала она журналистам.
Надо сказать, что в самой Индии павлиноглазок разводят на специальных фермах для получения … шелка. Как только появляются бабочки, пустые коконы собирают – их желтоватое волокно идет на производство шелковой ткани, прочной и технологичной. Индийские платки и галстуки из этого материала славятся своими яркими расцветками. Но если в Индии павлиноглазка «одевает», то у нас, в России, ее функции расширили – она теперь еще и «кормит».