В южной части Байкала зафиксирован дефицит рыбы
В южной части Байкала зафиксирован дефицит рыбы, жители Иркутской области отмечают заметное снижение добычи омуля и хариуса. Промысловики винят в происходящем жаркое лето, браконьеров и обмеление. Купить омуля стало невозможно - запасы распроданы, для нового не сезон.
"Каждый год на протяжении пяти лет рыбы становится меньше. Омуль рыбаки-любители ловят до ноября, потом перерыв до ледостава. В этом году южный Байкал до сих пор не начал покрываться льдом. Мы боимся, что Байкал в этом году может вовсе не замерзнуть. Обычно озеро покрывается льдом к Крещению, 19 января. В этом году он даже схватываться еще не начал. Бывали случаи, когда Байкал замерзал в начале февраля. Но это бывает редко. Мы боимся, что ловить рыбакам-любителям на Байкале скоро будет нечего", - приводит IrkutskMedia слова рыбака-любителя из города Слюдянки Ивана Торбина.
Сейчас в этом городке невозможно купить омуля - свежий не ловится, а все запасы были проданы еще в 2014 году. За один копченый хвост, если его удастся найти, надо отдать не меньше 200 рублей.
"Вероятные причины сокращения численности омуля в Байкале могут быть связаны с жарким летом. Байкал прогрелся, а омуль обитает в более холодных водах, он мог уйти на глубину. Это ниже того уровня, где его можно достать сетями, вот улов значительно и сократился. Пути миграции омуля на нерест изменились, в некоторые нерестовые реки омуль практически перестал заходить. Это касается не только Иркутской области, но и Бурятии", - говорит еще один рыбак, Евгений Славнов. По его словам, рыбы в озере с каждым годом становится все меньше.
А вот количество браконьеров, добывающих омуля сетями, в последние годы растет. Задержать их удается не всегда - у многих есть скоростные катера. На доходы от продажи рыбы браконьеры покупают дома, учат детей в Иркутске. "У многих это основной доход", - говорят местные жители.
В Министерстве природных ресурсов Бурятии подсчитали, что потери рыбопродукции и эксплуатационные затраты на получение объемов промыслового возврата на рыбных заводах составят 24,3 млрд рублей в ценах 2014 года, без учета ущерба водным биоресурсам. В ведомстве отмечают, что негативные явления связаны с резким понижением уровня воды в озере - почти на 0,5 метра ниже прошлогоднего, пишет UlanMedia.
По предварительным расчетам Байкальского института природопользования СО РАН, при понижении уровня озера на 20 см береговая линия на восточном побережье отступит еще не менее чем на 50-100 метров и, таким образом, "оголится" самое продуктивное прибрежное мелководье. Только по внешнему контуру дельты Селенги осушится территория площадью более 2 кв. км. В целом по периметру Байкала площадь осушенных земель может достигать до 200 кв. км. Можно предположить, что понижение уровня озера повлечет гибель около 85 тысяч тонн рыбы и других организмов. Впрочем, в Лимноголоческом институте СО РАН с выводами коллег не согласны.
Превратить минтай в семгу в рамках импортозамещения оказалось невозможно
Острый дефицит свежей рыбы сейчас испытывает и Кубань. В прошлом году Краснодарский край на треть увеличил объемы производства рыбы, но для решения задач по импортозамещению этого оказалось недостаточно, теперь идет речь о необходимости увеличить показатель в восемь раз, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на министра сельского хозяйства региона Сергея Гаркушу. По его словам, увеличить объемы производства с 14,3 до 19,5 тысячи тонн рыбы удалось только за счет наведения порядка в статистике и в подходах использования водоемов.
Всего же, считает министр, кубанские рыбаки могут вылавливать в Черном и Азовском морях "150 тысяч тонн товарной рыбы, не снижая при этом биологические запасы морей". Однако сделать это пока невозможно из-за отсутствия перерабатывающих предприятий.
Отметим, вопрос о рыбных запасах в России приобрел болезненную актуальность в связи с продуктовыми антисанкциями, введенными в ответ на заградительные меры со стороны западных стран. Так, в Госдуме даже предложили запретить экспортировать российскую рыбу. В Росрыболовстве, по информации FishNews, инициативу не поддержали, посчитав, что тотальный запрет на продажу рыбы за рубеж может дать обратный эффект: значительный объем продукции окажется невостребованным, в результате рыбаки вынуждены будут работать в убыток или не выходить на промысел.
Президент крупнейшей отраслевой ассоциации ВАРПЭ Александр Фомин также считает, что на рыбном рынке уже сложился баланс экспорта и импорта. "Какие-то виды, которые не востребованы в России, поставляются за рубеж, и на этом собственно строится экономика наших предприятий. И напротив, импортируются те объекты, которые мы самостоятельно не вылавливаем", - говорит он.
Фомин считает, что проблема дефицита рыбы в стране во многом надуманна. "Если речь идет о нехватке семги и форели, которые поставлялись в свежем и охлажденном виде, то запретом экспорта проблему не решить - в нашей стране эту рыбу не ловят и не выращивают в достаточном количестве. Невозможно минтай превратить в семгу. По тихоокеанским лососям разворот в сторону внутреннего рынка и так идет. Росрыболовство озвучило итоги года, согласно которым экспорт лососей сократился на 60%", - говорит эксперт, отмечая, что решение вопроса зависит не от рыбаков, а от инфраструктуры и логистических возможностей.