Коллективное поведения у приматов
Шимпанзе обращаются за помощью только тогда, когда сами не могут выполнить работу, - в отличие от людей, для которых общение в социуме само по себе является достаточной наградой. Шимпанзе, в отличие от людей, ищут сотрудничества с другими только для достижения конкретной цели. Об этом пишут в журнале Animal Behavior приматологи из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия), уделившие в своей работе особое внимание психологической мотивации коллективного поведения у приматов. Эксперимент был довольно прост. Чтобы получить банан, обезьяны должны были за верёвку подтянуть к себе поднос, на котором лежала награда. Один из таких подносов можно было подтянуть в одиночку; чтобы справиться с другим, за канаты должны были тянуть два шимпанзе. Хитрость заключалась в количестве бананов, которые при этом получали обезьяны. Шимпанзе могли выбирать, над каким из подносов трудиться. Если за одиночную и коллективную работу обезьяны получали по два банана, то предпочитали трудиться в одиночку. Но как только награда за коллективную работу увеличивалась на один банан, шимпанзе начинали интенсивно искать сотрудничества. Такой результат, по словам зоологов, чётко показывает, насколько социальная жизнь шимпанзе зависит от мотивации. Обезьяны рассматривают друг друга в качестве социального инструмента, с помощью которого можно получить, например, больше пищи. В этом можно видеть сильнейшее отличие обезьян от нас: человек, как известно, коммуницирует с другими ради самого контакта, общения само по себе является наградой. Что же касается шимпанзе, то в их случае многие зоологи вообще затрудняются сказать, насколько они социальны в естественной среде. Известно, например, что эти обезьяны охотятся довольно слаженными группами в 30-50 особей, но отследить все коммуникативные акты при этом пока не получалось. Считается, что обезьяны отмечают действия других и могут их предсказать, но подчинено ли это общей цели? Вполне возможно, что шимпанзе просто отвечают на знаки друг друга, и это не является кооперативным поведением в строгом понимании. Исследователи полагают, что "контакт ради контакта" сделал возможным эволюционный успех человека: древние люди взаимодействовали не только ради достижения собственной цели, но даже тогда, когда второй участник для выполнения работы не требовался. Некоторые исследователи, впрочем, полагают, что это слишком смелые выводы. Для строгого эксперимента необходимо поставить человека в такие же условия, то есть чтобы он был вынужден взаимодействовать с другими не ради развлечений, а ради еды.