Лесные пожары в России сократились

Лесные пожары в России сократились

Ситуация с лесными пожарами в 2013 году существенно изменилась по сравнению с предыдущими годами. Впервые региональные чиновники перестали занижать площади, пройденные огнем, говорят в Минприроды и Greenpeace. Однако остались проблемные субъекты Федерации, с которыми приходится вести диалог через прокуратуру.

Региональные чиновники стали реже скрывать данные о количестве лесных пожаров и площади, пройденной огнем. Однако в Сибири ситуация с ложью в статистике все еще остается напряженной, заявил глава Минприроды Сергей Донской, подводя в конце декабря итоги огненного сезона-2013.

О том, что в России серьезно — в шесть-семь раз — занижаются данные о лесных пожарах, последние несколько лет твердили эксперты Greenpeace. Они использовали результаты космического мониторинга и изучали снимки, сравнивая полученные данные с официальной статистикой. В 2013 году такую же тактику переняли в Минприроды и Рослесхозе. Была создана совместная с Роскосмосом межведомственная рабочая группа по использованию спутниковой информации для нужд Рослесхоза.


В дешифровке информации о лесных пожарах помогали специалисты Института космических исследований РАН.

«В этом году были использованы четыре космических аппарата, в том числе американский с лучшим расширением, позволяющий рассмотреть местность до двух метров. В базе данных сейчас 50 тыс. снимков за 2013 год», — рассказал заместитель директора ИКИ РАН Евгений Лупян. Полученные данные позволяют из Москвы следить за тем, что на самом деле происходит в самых разных частях огромной страны. Видимо, такая тактика дала результат: впервые разрыв между цифрами сильно сократился, отметил руководитель лесной программы Greenpeace России Алексей Ярошенко.

Министр природы так же считает, что эти результаты стали плодами политики открытости.

В 2013 году регионы занизили данные в полтора раза по сравнению с информацией Рослесхоза.

По данным мониторинга Рослесхоза, огонь охватил 1555 тыс. га, а от субъектов Федерации пришли цифры по 1052 тыс. га. «Прямым текстом врать стало себе дороже. Мы видим расхождение, и общество видит космические снимки», — отметил Донской, добавив, что в некоторых регионах на чиновников уговоры не действуют, и тогда приходится разбираться в ситуации вместе с прокурорами.

По статистике, в 2013 году в России произошло 9744 лесных пожара на площади в 1,4 млн га. По данным Минприроды, в сравнении с 2012 годом количество пожаров уменьшилось в два раза. Однако представитель Greenpeace Алексей Ярошенко отметил, что статистика за прошлые годы все еще отражает неверные показатели.

В минувшем году подтасовкой данных о площади пожаров «отличились» ряд регионов Сибири и Дальнего Востока. «В первую очередь, это касается Якутии, Амурской области, Республики Тыва и Ямало-Ненецкого автономного округа», — пояснил министр природы. При этом, если обычно регионы занижали объем пожаров, то тувинские чиновники, наоборот, завышали цифры. Мониторинг показал, что в республике огонь прошел территорию в 26 тыс. га, а Тува прислала отчет о 32,5 тыс. га.


«Мы выясняем, для каких целей были завышены данные. Возможно, чтобы получить компенсации по расходам на тушение. Думаем о привлечении Счетной палаты», — прокомментировал «тувинскую аномалию» заместитель руководителя Рослесхоза Андрей Жилин.

Глава министерства раскритиковал регионы за медленное реагирование на пожары. В перечне претензий — плохая подготовка к пожароопасному сезону, позднее обнаружение возгораний, неоперативная мобилизация сил и средств, а также неконтролируемые сельхозпалы, которые становятся причинами пожаров. «Это причины наиболее ярких проблем, которые мы из года в год решаем. Многие регионы прислушались. Но от некоторых нет никакой реакции. И даже негативная — пусть горят леса! Коллеги, если и дальше так будет продолжаться, мы останемся без лесов», — заявил министр Донской.

«В Туве оперативное реагирование было лишь на 14% всех возгораний, — продолжил Жилин. — Мы 23 раза вызывали тувинских коллег в штаб, обращались к губернатору, указывая на необходимость введения режима ЧС. А потом выяснилось, что они даже контракт на авиаобслуживание заключили только через месяц после возникновения негативной ситуации с пожарами в регионе». Представитель Рослесхоза заочно разбил аргументы регионов о большой протяженности территории, указывая на необходимость наращивать силы: «Когда горящие 300 га тушат 38 человек — это не силы и не средства».


Прибывшие на подведение итогов представители критикуемых регионов зачитали отчеты за год и высказали пожелания.

ЯНАО попросил денег — 1,2 млрд рублей на создание госучреждения по охране лесов от пожаров и еще 150 млн на авиационное обеспечение. Бурятия предложила перечислять в республику деньги пораньше, чтобы можно было успеть к пожароопасному сезону. Якутия хотела бы взять под свое управление пожарных-десантников, которые все минувшее лето ездили по России, борясь с огнем. Только от раскритикованной Тувы не последовало доклада. Представитель республики сказал, что глава Тувы написал министру природы личное письмо, в котором изложил свою позицию. «Хотелось бы отдельно поговорить с руководством Тувы. Если будем обмениваться письмами, то, конечно, все решим», — иронично заметил министр.

Хотя минувший год оказался не слишком пожароопасным, в Минприроды уверены: при дополнительных усилиях его можно было бы пройти с меньшими потерями. «Мы могли бы еще лучше пройти год, но в середине июля в тех регионах, которые уже озвучены, там, видимо, расслабились. Количество возгораний резко пошло вверх — несмотря на нормальную температуру и присутствие сотрудников Рослесхозха. Их просто перестали тушить. И это вопиющая тенденция, которая бросилась в глаза», — пояснил министр. Он добавил, что при подготовке к 2014 году министерство учтет опыт прошедшего года.