Темные места Библии

Темные места Библии

Историки, филологи, религиоведы ломают головы над датированием различных пластов текста, их первоначальным идеологическим наполнением и т. д. И только теологам, святым отцам и основателям сект всё понятно: для объяснения любого куска они готовы соорудить конструкцию любой степени сложности. В крайнем случае утверждается, что «злые люди» извратили первоначальный текст, поэтому и непонятно. Попробуем разобраться с самыми, пожалуй, известными и одиозными тёмными местами Библии. Помните, что любой список можно продолжить. Каин и Авель За что один брат убил другого? Чтобы ответить на этот вопрос, надо поразмыслить над другим: почему жертвоприношение одного человека Бог принял, а другого — нет. Очевидно, Каин был неправедным, уверены богословы и священники. Иначе покаялся бы вместо того, чтобы убивать Авеля. Учёные видят здесь совсем другой смысл. Каин ведёт оседлый образ жизни, Авель же — кочевник. С точки зрения кочевника (а этот миф, скорее всего, относится к тому времени, когда предки евреев и сами были кочевниками, жившими бок о бок с оседлыми народами Месопотамии и Ханаана) оседлый земледелец — грешник. Кочевник никогда не знает, сколько времени боги и духи позволят ему находиться на одном месте, а земледелец уверен, что земля всегда будет рожать там, где он живёт. По мнению кочевника, это страшное богохульство, самоуверенный вызов высшим силам. Поэтому Бог не принимает жертвы Каина. Кстати, если читать историю о Вавилонской башне с этого угла, то она становится более понятной. Если интересует музыка для свадьбы , обращайтесь.
 
Моисей, Сепфора и крайняя плоть У Моисея была жена по имени Сепфора, которая родила ему двух сыновей. И вот однажды Господь послал Моисея с важной миссией в Египет — долго уговаривал, сердился. Но когда Моисей всё-таки отправился в путь, внезапно передумал и решил его убить. Сколько времени нужно Богу, чтобы убить человека? Трудно сказать, но в ту ночь Бог явно не спешил. Дальше происходят совсем уж странные вещи: «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх 4:24–26). Учёных совершенно не удивляют подобные пассажи. Очевидно, что в Библии перемешаны пласты материала самой разной степени древности, в том числе относящиеся к тем временам, когда предки иудеев ещё были обыкновенными западными семитами, поклонялись тем же богам, что и остальные народы, и вели кочевой образ жизни. Перед нами образчик этиологического мифа, объясняющего возникновение обряда обрезания. Обратите внимание на то, как изображён Бог: это не всесильный, всеведущий дух, которым стал Яхве-Йево после основательной переработки его образа иудейскими теологами, а типичный представитель языческого пантеона, который обладает антропоморфными чертами и с которым можно совладать с помощью магии. Обращает на себя внимание тот факт, что обрезание осуществляет Сепфора: намёк на очень седую древность, когда ведовством занимались именно женщины. Схватка с Богом «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? Оно чудно. И благословил его там. И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро своё. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова» (Быт 32:24–32). Нонсенс, да? Но после истории с Сепфорой нас уже ничто не должно удивлять. Ещё один этиологический миф: вот почему иудеи не едят определённую часть туши. Сама история, по словам исследователей, напоминает ритуал ночного посвящения в шаманы у народов Древнего Востока. Обратите внимание, например, на то, что Боровшемуся надо было уходить с наступлением зари: духи посещают мир живых только по ночам (так же, как в ранних слоях Библии богоявления и вещие сны — дело ночное). Святые отцы предпочитают видеть в этом притчу о том, что следует неустанно просить Бога о благословениях. Руфь и Вооз Когда Ноеминь потеряла мужа и двух сыновей, она решила вернуться на землю предков — в Иудею. За нею последовала Руфь, моавитянка, жена одного из её сыновей, которая согласилась принять веру свекрови. Жили они бедно, получив разрешение собирать колоски на участке поля богатого родственника Ноемини по имени Вооз. Обратив внимание на то, что Вооз заглядывается на красивую женщину, Ноеминь подучила Руфь: «Умойся, помажься, надень на себя нарядные одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придёшь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что делать» (Руфь 3:3–4). Вооз, который лёг спать навеселе и в отличном настроении, просыпается и видит пред собою Руфь, говорящую: «Простри крыло твоё на рабу твою, ибо ты родственник» (Руфь 3:9). Вскоре он объявляет её своей женой. Что значит «открыть у ног его»? Даже если это означает то, что вы сейчас подумали, ситуация не проясняется. Почему без этого загадочного действия Руфь не могла предложить себя Воозу? Некоторые исследователи отмечают, что выражение «открыть ноги» было идиоматическим и означало «узнать местоположение». Руфь не залезала под одеяло к Воозу, как думают некоторые пошляки. Она только напомнила ему о законе, по которому ближайший родственник должен «восставить семя брату», то есть завести детей от его жены в случае его смерти. Вооз хвалит Руфь за то, что она, будучи моавитянкой, то есть язычницей, соблюдает законы иудеев. Решив вопрос с более близким родственником, он с радостью женится на ней. Родословная Иисуса Родословия, которыми открываются некоторые Евангелия, много раз становились источником пародий. Ну, вы помните: «Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея» (Мф 1:5).
 
Смеются над тем, что они очень длинные и что непонятно, кто все эти люди. Но нас интересует другое: недоумение вызывает то, что это родословная Иосифа, который, следуя евангельскому повествованию, вообще не имел никакого биологического отношения к Иисусу, сыну Девы Марии и Бога. Было бы логично, кажется нам сегодня, связать Иисуса с царём Давидом и прародителем всего израильского народа Авраамом через Марию. На самом деле всё до обидного просто: родословные составлялись «по закону», а не «по природе». Если присмотреться, можно увидеть, что слово «родил» далеко не всегда связывает отца и сына: из родословной могли быть выпущены «неправедные» люди и т. д. Так что, по всем правилам, Иосиф действительно мог считаться отцом Иисуса — в определённом смысле, конечно. В патристике встречаются также рассуждения о том, что Марию могли выдать замуж только за представителя её же рода, поэтому она тоже восходит к Давиду, как и Иосиф. Историки, правда, сильно сомневаются в том, что в захолустной деревушке под названием Назарет кто-то всерьёз беспокоился о своей родословной и уж тем более возводил её к царям. Иисус и смоковница Однажды Иисус, прогуливаясь с учениками, немного проголодался. «И, увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21:19). Другой евангелист подчёркивает: «Ещё не время было собирания смокв» (Мк 11:13). Странно, не правда ли, что Иисус, Сын Божий, не имея на то никакого реального основания, впал в истерику и проклял ни в чём не повинное дерево? Сегодня модно подчёркивать человечность (и тем самым историчность) Иисуса: мол, он мог поддаться эмоциям, как и любой другой. К тому же ему оставались считанные дни до распятия (и он знал об этом). Указывают также на хронологическую связь этого эпизода с разгоном торговцев в храме. Вспоминают стихотворение Пастернака «Чудо». Для святых отцов подобные рассуждения выглядят нонсенсом. Им очевидно, что Иисус был непогрешим и не мог быть одержим дьяволом, и это раз. Кроме того, все евангельские эпизоды следует прочитывать не только буквально (как реально имевшие место), но и символически, и это два. И тут вам расскажут много интересного о том, что Иисус, например, мог надеяться на то, что на смоковнице могут быть по крайней мере незрелые или прошлогодние плоды (угу, Господь, видящий насквозь людские души, не знал, чего ожидать от дерева). В целом эпизод трактуется как напоминание христианам о том, что Бог в любой момент может проинспектировать нас, и горе нам, если мы ничего не сможем ему предложить, кроме листьев, то есть вместо соблюдения заповедей мы только ставим свечки. Некоторые знатоки указывают на то, что в Талмуде смоковница была символом мудрости, и, следовательно, Иисус проклял не безобидное дерево, а весь иудейский закон, не принёсший того плода, которого, по мнению христиан, ожидал от него Яхве. Хорошее отношение к ослам Все евангелисты сочли нужным рассказать о том, как Иисус вошёл в Иерусалим. Готовясь к важному событию, он отправляет своих учеников в одно место, где они найдут ослицу и молодого осла. Сев на одного из животных и возложив поклажу на другую, он таким образом въезжает в священный город. До этого мы видели, как Иисус кормил голодных, исцелял прокажённых, воскрешал мёртвых, ходил по воде и успокаивал море. То, что он знает, где найти хорошего осла, как-то не впечатляет. Тем не менее во всех Евангелиях этот эпизод почему-то упоминается. А дело в том, что в Ветхом Завете сказано: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9). Много спорят о том, действительно ли Иисус (если это и впрямь историческая личность, а не фольклорная мозаика) считал себя мессией и Сыном Божьим. Евангелисты в этом не сомневаются: раз въехал в Иерусалим на осле, заранее позаботившись от этом, — значит, мессия. Любители теории заговора видят в этом аргумент в пользу того, что Иисус сознательно фальсифицировал свою божественность, дабы собрать армию верующих фанатиков. На него якобы работала целая невидимая команда, которая оставляла ослов в нужных местах и изображала прокажённых. Когда пришло время пасхи, Иисус тоже отправил учеников к какому-то таинственному «заговорщику»: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф 26:17–18). Учёные только посмеиваются. По их мнению, евангелисты слишком рьяно взялись доказывать, что Иисус и был тем самым предсказанным мессией, не обращая внимания на очевидные несуразности. Например, в Ветхом Завете сказано: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс 40:10). Этот пассаж трактуется христианами как указание на то, что мессия будет предан близким соратником. Но обратите внимание: когда на Тайной вечере Христос перед всеми учениками обличает Иуду, никто не обращает на это внимания. Очевидно, пассаж об Иуде был вставлен в текст позднее. К тому же давно замечено, что Тайная вечеря Иисуса очень сильно напоминает миф о пире Митры и его помощников, в память о котором митраисты тоже ели хлеб и пили вино. Павел и обрезание Поразительно мало места отводится в Новом Завете словам и делам Иисуса. Бóльшую часть книги занимают рассказы об апостолах и приписываемые им сочинения, среди которых выделяются послания Павла, вообще не встречавшегося с Иисусом, по его собственному признанию. Если читать их внимательно, бросается в глаза странная вещь. Иисус был обрезан согласно закону Моисея. Павел поначалу тоже не видел ничего страшного в этом обряде и обрезал своего ученика Тимофея, отец которого был греком, хотя и не считал это обязательным. Тимофея, скорее всего, лишили крайней плоти только ради облегчения христианской проповеди в иудейской среде. Но потом интонация резко меняется: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Флп 3:2). Некоторые исследователи, признающие историчность Павла и возможность исторической реконструкции первых лет христианства, объясняют это следующим образом. Павел считал, что проповедь Христа была обращена ко всем жителям Римской империи и даже ко всему человечеству, тогда как другие последователи Христа полагали, что Иисус обращался исключительно к иудеям, то есть обрезанным, призывая к реформе иудаизма и восстановлению идеалов, утраченных современными ему иудеями. Одни говорят, что Павел был искренне верующим человеком и трактовал доступные ему тексты, позднее лёгшие в основу Евангелий (некоторые подозревают, что известные нынче Евангелия писались под диктовку Павла), так, как считал единственно верным. Другие уверены, что Павел, сын фарисея, получивший, по-видимому, блестящее эллинистическое образование, был тем ещё политиканом, который сначала делал карьеру фарисея, притесняя новую секту, а затем увидел в ней потенциал. Пока это было ему выгодно, он дорожил связями с «обрезанными» (вспомним его визит в Иерусалим и встречу с Петром), а когда они превратились в ненужный балласт, порвал с ними. Остаётся отметить, что к подобным реконструкциям всегда стоит относиться с большой осторожностью.