Конвенция о правовом статусе Каспия

Конвенция о правовом статусе Каспия

Азербайджану, Ирану, Казахстану, России и Туркменистану все еще предстоит согласовать пункты Конвенции о правовом статусе Каспия, подписание которой возможно "в ближайшее время". Скорее всего, в 2015 году.

Четвертый саммит стран Каспийского моря состоялся в Астрахани – "каспийской столице" России.

Стороны согласовали пятистороннее заявление, в котором зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия.

Предварительно достигнута договоренность о разделе Каспийское море на две зоны – государственного суверенитета прибрежных стран и рыболовства.

Наиболее сложная проблема – раздел шельфа. От того, какую часть шельфа получит та или иная страна, зависит ее доля запасов углеводородов.

Позиции России, Казахстана и Азербайджана более или менее совпадают и не вызывают разногласий. Каждая из этих стран, теоретически, может получить более 20% площади дна Каспия.

Иран выступает за равные права прикаспийских государств на его акваторию и недра. Сейчас иранская доля, в проекте, самая незначительная. По разным оценкам она колеблется в пределах 14-17%.

Ашхабад и Баку спорят о принадлежности нескольких месторождений нефти и газа. Если Туркменистану и Азербайджану удастся договориться о том, кому принадлежат месторождения Сердар, Осман и Омра (как их называет туркменская сторона, или Кяпаз, Азери и Чираг в азербайджанском варианте), они станут серьезным источником сырья для проекта "Набукко" - конкурента российского "Южного потока".

Море или озеро

До 1991 года проблемы Каспия на двусторонней основе решали сначала Российская империя и Персия, затем СССР и Иран.

Осетрина и черная икра относятся к числу главных богатств Каспийского моря

После распада Советского Союза на арене появились новые игроки – суверенные и независимые Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан. Иран и его интересы остались прежними.

Переговорный процесс идет с 1992 года, когда Иран предложил создать организацию регионального сотрудничества.

В 1996 году Россия предложила выделить каждому из прикаспийских государств 45-мильный сектор, а центральную часть моря оставить общей и управляемой по принципу кондоминиума.

Первая "каспийская встреча" на высшем уровне состоялась в Ашхабаде в 2002 году.

Политический патриарх – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял участие во всех встречах по Каспию на высшем уровне.Двое лидеров, участников первых саммитов по Каспию – президент Азербайджана Гейдар Алиев и президент Туркменистана Сапармурат Ниязов – скончались. Их преемниками стали Ильхам Алиев и Гурбангулы Бердымухамедов.Владимир Путин во время третьего саммита занимал пост премьер-министра. Россию в Баку представлял президент Дмитрий Медведев.В Астрахань приехал новый президент Ирана – Хассан Роухани, сменивший на этом посту Махмуда Ахмадинежада, который, в свою очередь, пришел на смену Мохаммеду Хатами.

Переговоры осложняются еще и вопросом о том, чем считать Каспий – морем или озером. Нормы международного права будут применимы, если водоем будет признан морем. Решение об этом могут принять сами прикаспийские страны.

Конвенция, которую почти два десятка лет разрабатывают прибрежные государства, призвана закрепить принципы делимитации дна и акватории Каспия, вопросы военной деятельности на море, а также общие правила судоходства и рыболовства.

Как шли переговоры

Ашхабад, апрель 2002 года. Каспий должен оставаться единым морем, делить его на пять частей – ошибка, такой была позиция России на первом саммите прикаспийских стран, который весной 2002 года прошел в столице Туркменистана.

Россия исходила из принципа "делим дно – вода общая".

В 2002 году предполагалось, что Казахстан получит самую значительную долю дна Каспия – 29%.

Азербайджану отводилось 20-21%, России – 19%, Туркменистану – 17-18%. Ирану оставалось 14% дна, чем он был весьма недоволен.

Считалось, что иранская зона – наименее богата углеводородами. Тегеран выступил за отсрочку освоения энергоресурсов моря до определения его правового статуса.

Владимир Путин говорил в Ашхабаде, что Россия готова сотрудничать с соседями по Каспию в разработке углеводородов и транспортировке нефти и газа на мировые рынки.

Тогда же российский президент заявил, что у его страны "нет аллергии" на многовариантность энергопотоков, несмотря на собственные интересы и проекты транспортировки энергоресурсов.

Тегеран, октябрь 2007 года. На встрече в Тегеране президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил позицию своей страны при определении будущего правового статуса Каспия.Он исходил из принципа раздела акватории на внутренние воды, территориальное море, рыболовные зоны и общее водное пространство.

Назарбаев считал, что существовавший на тот момент механизм распределения квот на вылов осетровых не отвечал реалиям.

Иран имел 45%, Россия – 27%, на долю Казахстана, Туркменистана и Азербайджана приходились оставшиеся 28%.

Встреча проходила в условиях очередного обострения отношений между Ираном и Западом и разговорах о возможных ударах по иранским объектам, в том числе и на Каспийском море.

Баку, ноябрь 2010 года. Конвенцию по правовому статусу Каспия подписать в Баку в очередной раз не удалось.

Главы прикаспийских государств в Совместном заявлении обязались углублять сотрудничество в энергетической и транспортной сферах, привлекать инвестиции и новейшие технологии, защищать экологическую систему моря.

Гигантские запасы углеводородов в Каспийском море привлекают инвесторов из США, ЕС и Китая

Россия устами президента Дмитрия Медведева призвала партнеров к недопущению деградации уникальной биологической системы Каспийского моря.

В Баку было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. Стороны договорились о совместной борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков, пиратством, отмыванием доходов, контрабандой, торговлей людьми и браконьерством.

Тогда же лидеры стран Каспийского моря решили собираться ежегодно, но прошло четыре года, прежде чем они в том же формате встретились в Астрахани.

Астрахань, сентябрь 2014 года. Накануне саммита в Астрахани стало известно, что Конвенцию о правовом статусе Каспия подпишут в 2015 году. Вероятно, в Астане.

Пока же, как сказал, выступая на открытии встречи, президент России Владимир Путин, "нами согласовано политическое заявление, в котором впервые зафиксированы основные принципы пятистороннего сотрудничества на Каспии".

Конвенция, полагает Путин, может быть подписана "в ближайшее время".

Военная деятельность на Каспии разрешена только странам региона

Позиция Туркменистана по вопросам делимитации Каспия накануне саммита в Астрахани оставалась прежней: создание 12-мильной зоны, которая является границей каждого государства, и 13-мильной зоны в качестве национальной экономической зоны рыболовства.

Акватория за пределами за 25-мильной зоной – свободное море, предназначенное для прохождения судов. Проход военных судов через территориальные воды государства должен осуществляться в соответствии с международным законодательством с разрешения государства – хозяина этой зоны, полагают в Ашхабаде.

Предполагается, что большая часть акватории Каспия останется в общем пользовании прибрежных стран. Казахский лидер Нурсултан Назарбаев предложил создать на Каспии зону свободной торговли.

Путин предложил провести в 2016 году совместные учения прикаспийских стран служб чрезвычайного реагирования.

Иностранное военное присутствие на Каспии имело место в 1918 – 1920 годах. Британцы перебросили из Персидского залива несколько катеров и самолетов, а также приспособили для военных нужд захваченные российские танкеры и другие плавсредства. Они образовали Каспийскую флотилию Королевских ВМС, которая использовалась для борьбы с большевиками.

Азербайджан устами своего руководителя Ильхама Алиева заявил, что "присутствие военных сил и военная деятельность на Каспийском море должны осуществляться на основе принципов обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств".