Этот бренд узнают не только мужчины

Этот бренд узнают не только мужчины

Бренд Gillette это не только всевозможные бритвенные системы для мужчин и женщин, но также и своеобразный символ одноразовой продукции. Ведь именно благодаря компании, основанной Кингом Кемпом Жиллеттом, потребители постепенно привыкли к недорогим вещам, которые спокойно можно выкинуть после использования. Сегодня нас повсеместно окружают одноразовые предметы, начиная от посуды и заканчивая мобильными телефонами. Но в начале 20-го века сама идея одноразовости казалась абсурдной и допустимой разве что по отношению к спичкам.

Gillette — это один из тех брендов, рассказывать про которые невозможно без краткой биографии их основателя. Тем более что Кинг Кэмп Жиллетт (King Camp Gillette), будучи личностью незаурядной, действительно заслужил это. Родился он в 1955 году в городке Фон-дю-Лак, штат Висконсин, в семье владельца скобяной лавки. От отца Кинг унаследовал незаурядное стремление к совершенствованию окружавших его предметов, проще говоря, к изобретательству. Впоследствии и сам Жиллетт создал немало усовершенствований всевозможных вещей, окружающих человека в повседневной жизни. Вот только большинство из этих изобретений так и остались нереализованными. Возможно, причина этого кроется в нехватке времени у самого Жиллетта, коммивояжёра, который постоянно находился в дороге. Впрочем, эта работа развила у него навык предпринимательства, который впоследствии и позволил ему построить бритвенную империю.

Идея одноразовой бритвы, как это часто бывает с гениальными изобретениями, родилась совершенно случайно, когда у Жилетта в очередной раз затупилась его опасная бритва. А это означало, что нужно искать точильщика, тратить время на заточку лезвия. И тут немолодого уже к тому времени изобретателя (дело было летом 1895 года — к тому времени Кинг уже остепенился, женился и работал в компании Crown Cork & Seal) осенило — стоя перед зеркалом он ясно представил себе бритву, оснащённую дешёвыми сменными лезвиями, которые можно всегда и везде пачками возить с собой, заменяя при необходимости затупившиеся.

Более того, придуманная Жилеттом бритва была очень компактной, недорогой и, самое главное, безопасной. Ею можно было лишь слегка порезаться.

Но тут начались проблемы. Реализация идеи, которая выглядела такой простой, оказалась исключительно сложным делом. И причина заключалась именно в сменных лезвиях, которые должны были быть очень острыми, но при этом достаточно прочными и тонкими. Требовалась специальная сталь и особая технология заточки.

Почти шесть лет потратил Жилетт на общение со всевозможными изобретателями, инженерами и учёными. Были истрачены практически все денежные сбережения изобретателя, которого к тому времени все друзья уже считали одержимым. И неизвестно, чем бы всё закончилось, не повстречай Кинг инженера Уильяма Никерсон, который изобрёл технологию, позволявшую быстро и качественно затачивать стальную ленту. Технический вопрос был решён. Решить же коммерческие вопросы для Жиллета не составило особого труда.

Так в 1901 году была основана компания American Safety Razor Company, название которой через год изменилось на Gillette Safety Razor Company. Первые несколько лет были тяжёлыми, бритвы продавались не слишком успешно — так, в 1903 году удалось реализовать лишь 168 станков. Но потребители быстро оценили достоинство изобретения Жиллета и на следующий год продажи станков составили уже 90 000 штук. Внезапно оказалось, что пользоваться одноразовыми бритвами выходит дешевле, чем обращаться к парикмахеру и безопаснее, чем бриться самому опасной бритвой. Кстати, о том, как происходило такое осознание, можно прочесть в «Лунной долине» Джека Лондона.

Люди советовали друг другу переходить на бритвы от Gillette, в то время как сама компания проводила одну за другой исключительно привлекательные рекламные кампании. Например, раздавала станки бесплатно или почти бесплатно, зарабатывая в итоге на продажах лезвий. Через несколько лет Жилетт стал миллионером.

К 1915 году компания продавала и просто распространяла ежегодно не менее 480 000 станков ежегодно. Что же касается продаж лезвий, то они расходились десятками миллионов штук. Самым же крупным заказом того времени стал заказ от правительства США в 1918 году, закупившего сразу 36 миллионов лезвий для солдат, участвовавших в сражениях Первой мировой войны. К окончанию войны имя Gillette было хорошо известно уже не только в США, но и в Европе.

К началу 30-х годов Жилетт обладал внушительным состоянием. Но он не привык к роскоши и не делал каких-либо вложений, предпочитая хранить деньги в акциях компании. В результате, когда началась Великая депрессия, состояние его перестало существовать. Он умер в 1932 году практически в нищете. Но созданной им компании удалось устоять.

Дальнейшая же история Gillette — это история постоянного подъёма. Компания неустанно развивалась, создавая всё новые бритвенные системы. Одновременно с этим расширялась сфера бизнеса, поглощались другие компании, производившие всевозможную важную в повседневной жизни мелочь. Такие, как Duracell, Oral-B и Parker. Многие из поглощённых брендов были сохранены и широко известны потребителям сегодня, другие же имена безвозвратно канули в Лету.

К концу 20-го века компания Gillette производила уже тысячи наименований самой различной одноразовой продукции. В том числе и одноразовых станков с несменными лезвиями, которые появились как ответ на конкуренцию со стороны другого легендарного «одноразового» бренда — Bic.

А в 2005 году и сама Gillette была поглощена Procter & Gamble, согласившейся заплатить 57 миллиардов долларов.

Интересный факт

Кинг Жилетт в своё время прославился не только как создатель компании по производству одноразовых бритвенных лезвий, но и как человек, мечтавший создать Всемирную корпорацию (United Company), которая правила бы миром. То есть была бы всемирным правительством. При этом всё население США жило бы в одном колоссальном городе Метрополисе, оснащенном самым совершенным оборудованием. Жилетт даже написал несколько книг, в которых описал свою утопию.

В мечте создать United Company он даже обращался ко многим известным людям того времени. Но никто этих идей не поддержал. Тот же Генри Форд назвал идеи Жилетта бреднями. А Теодор Рузвельт отшутился, заявив, что не хочет иметь дел с человеком, который торгует бритвами, но при этом носит усы.