» » Техногенные катастрофы последних времен» «Природные катаклизмы»

Техногенные катастрофы последних времен» «Природные катаклизмы»

Техногенные катастрофы последних времен» «Природные катаклизмы»

Техногенные катастрофы последних времен» «Природные катаклизмы»«Техногенные катастрофы последних времен» «Природные катаклизмы» Владимирская епархия. Свято-Троицкий храм. г. Гусь-Хрустальный. Тема 1: «Техногенные катастрофы последних времен» Тема 2: «Природные катаклизмы» Выполнили: Студенка ГПДУ Елисеева Диана; ученица Воскресной школы Свято-Троицкого храма. Содержание. 1. Техногенные катастрофы последних времен.………….6. 1.1. Бог благ и только благое творит ……………………………6. 1.3 Фукусима – как предупреждение для всех…………………………….8. 1.7. Бог посылает нам бедствия, чтобы разбудить нас. ……………..37. 1.8. Чему нас учат техногенные катастрофы………………………………38. 1.9 Список используемой литературы……………………………………….38. 2 Природные катаклизмы — аномальная жара…………………………..40. 2.1. Аномальная жара 2010 года………………………………………………..41. 2.2. 1972 год в Гусь-Хрустальном………………………………………………43. 3 Последние времена – повод задуматься о вечном …………………47. 4 Список используемой литературы………………………………………..49. Введение. Кара Божия или природный катаклизм? Каждый день в сводках мировых новостей появляется информация о произошедшей где-нибудь катастрофе. Наводнения лишают людей крова и пищи. Аварии на атомных станциях заставляют тысячи людей мчаться в аптеку за бесполезным в таких случаях йодом. Сообщения о часто падающих самолетах не дают нам спокойно спать. В маленьких островных государствах Океании, Тувалу и Токелау, разыгрывается настоящая трагедия – не хватает питьевой воды. Даже у самого закоренелого скептика, нет-нет, да и появляется сомнение: может, это все неспроста – сколько можно издеваться над природой? А может, это действительно кара Божия, посылаемая Создателем на головы людские? Нам захотелось найти ответы на эти непростые вопросы. Как правильно с точки зрения православного христианина реагировать на все происходящее? Поэтому мы обратились ко многим источникам информации. Начали со Священного Писания, рассматривали предсказания святых отцов, читали статьи в Интернете, брали интервью у знакомых — очевидцев некоторых интересующих нас событий. И на вопрос, который возникал у нас на протяжении всей работы, почему Бог попускает эти трагедии, которые приносят столько страданий и бед, старались найти ответ. «… Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней..» [1] Известный русский философ и психолог Семен Людвигович Франк писал: «“Объяснить” зло значило бы “обосновать” и, тем самым, “оправдать” зло. Но это противоречит самому существу зла, как тому, что неправомерно, чего не должно быть. Единственно правомерная установка в отношении зла есть — отвергать, устранять его, а никак не “объяснять” и тем самым “узаконить“ и “оправдывать” его». [2] Мы в том числе проанализировали и 3 ярких трагических события, которые описаны в Священном писании: Всемирный Потоп, Гибель Содомы и Гоморры и пример мучений многострадального Иова. Эти события все трагичны, везде присутствует страдания людей, но они имеют разные причины. В Библии есть эпизод, когда к многострадальному Иову, в одночасье потерявшему все, что у него было — детей, имение, здоровье — пришли друзья. Потрясенные трагизмом открывшейся им картины, они ужаснулись … (Иов 2:13) и по прошествии семи дней, друзья попытались объяснить причины происшедшей беды грехами Иова. И оказались в этом настолько неправы, что Сам Бог обличил это их рассуждение. И вдвойне печально выглядят подобные попытки, когда объяснения носят религиозный характер. Да, мы знаем из Священного Писания, что грех рождает страдание и смерть. Но если мы возьмем на себя смелость сделать из этого знания некую универсальную формулу, автоматически выводящую любое страдание из личных грехов пострадавшего, тогда нам неизбежно придется присоединиться к друзьям Иова, обличавшим праведника в грехах, которые тот не совершал. Или аналогичным же образом попытаться объяснить страдания Христа, душевную муку Богородицы на Голгофе, истязания апостолов и мучеников. Для себя мы сделали вывод, что каждый из нас должен жить, как если бы он был одним из последних, который может спасти свой город, свой народ подвигом веры и личного благочестия, как не истребил народ Божий с лица земли во времена пророка Илии, потому что было в нем семь тысяч неведомых пророку человек, сохранивших веру в Истинного Бога! Решение этого вопроса – личный удел каждого. 1. Техногенные катастрофы последних времен. «Бог есть любовь (1Ин 14:16) и любовь эта будет всё во всём» «…Неужели Бог любви, возвещённый Христом, будет бесконечно карать за грехи временной жизни? Неужели могущество зла столь велико ,что оно будет существовать даже тогда, когда «во всём» воцарится Господь?» (прот. Александр Мень.) [3] 1.1. Бог благ и только благое творит. Христос не стирает с лица земли города вместе с их жителями, напротив- укрощает бурю, смертельно испугавшую галилейских рыбаков. Не обрушивает на головы еретиков-самарян огонь с неба, но — запрещает своим ученикам думать о Нём в ветхозаветных категориях: «…и вошли в селение Самярянское, чтобы приготовить для него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его сказали: Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. (Лк 9:52-56). Но что же делать Богу с теми, кто не хочет быть с Ним и в Нём? За шиворот и в рай? Уничтожить? Покарать? Господь не идёт ни по одному из указанных путей, и именно потому, что любит своё творение, даже после того, как оно отверглось Его. «Бог, по причине присущей Ему благости и милосердию, не ради имущих стать по своей воле дурными допустил благим придти в бытие, но ради благих сотворил и имеющих стать дурными» (св. Григорий Палама.) [4] Может ли Творец и Спаситель человечества одновременно являться его же убийцей? Развернутым ответом на такой вопрос можно считать рассуждение преподобного Антония Великого: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благосклонным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым». [5] 1.2. Информационная справка. «АЭС Фукусима расположенная в городе Окума в уезде Футаба префектуры Фукусима . До аварии 2011 года, её шесть энергоблоков, мощностью 4,7 ГВт , делали Фукусиму-1 одной из 25 крупнейших атомных электростанций в мире. Фукусима-1 — это первая АЭС, построенная и эксплуатируемая Токийской энергетической компанией (TEPCO). Расположенная в 11,5 км южнее АЭС Фукусима-2 также эксплуатируется компанией TEPCO. 11 марта 2011 года в результате сильнейшего за время наблюдения землетрясения в Японии произошла радиационная авария с локальными последствиями, по заявлению японских авторитетных лиц — 4-го уровня в момент начала аварии по шкале INES [6] .Впоследствии степень тяжести аварии был повышена до 5 уровня (18 марта, авария с широкими последствиями, а затем до 7 уровня (12 апреля крупная авария по шкале INES .) По состоянию на март 2012 года , ликвидация последствий аварии всё ещё продолжается. По планам компании ТЕРСО, со временем над блоками № 1, № 3 и № 4 должны появиться защитные бетонные саркофаги , которые будут препятствовать утечкам радиации в атмосферу .» Согласно данным по состоянию на март 2012 года, жертвами землетрясения и последовавшего за ним цунами стали 15854 человека, еще 3167 человек до сих пор числятся пропавшими без вести. В настоящее время власти Японии готовятся официально признать их погибшими. Более 350 тысяч японцев лишились крова. Подземный толчок магнитудой 9,0 привел к многочисленным разрушениям и вызвал волну цунами, высота которой на отдельных участках побережья страны достигала 40 метров. Стихия уничтожила несколько городов, а также привела к аварии на АЭС «Фукусима-1» , которая, в свою очередь, вызвала загрязнение обширных территорий радиоактивными веществами, вследствие чего только из 20-километровой зоны вокруг АЭС пришлось эвакуировать около 80 тысяч человек. 1.3. Фукусима – как предупреждение для всех. Нет ли у вас ощущения, что многострадальная природа в конце концов начинает нам подсказывать, что у нее кончается терпение. Подсказывает разными способами. Неприятными. Я бы даже сказала — катастрофическими. Но — подсказывает. Высказываются мнения, что эти испытания посланы японскому народу за грехи. Думать, что они плохие, а не думать о том, как им помочь – это не по-христиански. Тем более, что в Священном Писании Господь указывает, как Он смотрит на подобные события: « Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ». Это призыв Бога ко всему миру, от Бога отошедшего и отвергшегося. Это взгляд Божий, а не человеческий – греховный, ограниченный, осуждающий. Разве Христос был распят в наказание? Если мы будем говорить «это им за грехи», то к своему греху безбожия мы добавляем ещё и грех осуждения, как будто мы их лучше. Авария на АЭС «Фукусима, для всех призыв природы – вздрогнуть и опомниться. Если опомнимся и покаемся пред Богом – то тогда не погибнем. Это все тревожно, и требует от нас, от Церкви, от верующих, от всех здравомыслящих людей, напряженного усилия для решения этих сногсшибательных проблем. В буквальном смысле сногсшибательных. Эту катастрофу сравнивают с чернобыльской. Но, по-видимому, японская трагедия по своим губительным последствиям значительно масштабнее чернобыльской. Многострадальная природа сильнее заставляет нас переосмыслить свою жизнь, свое отношение к Богу и к окружающему нас миру. В Апокалипсисе в 3-ей главе Ангел говорит: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Вот суть нашей бездуховной цивилизации, которая пытается строить себя без Бога. Эти слова, которые Господь обращает к Лаодикийской церкви, нужно обратить к себе. Думаешь, что ты богат и ни в чем не нуждаешься? Ошибаешься. Цивилизация без Бога богатеющая демонстрирует свою слабость и нищету в прямом и переносном смысле. Святитель Николай Сербский проводит очень глубокую мысль: «Чем больше богатство без Бога, тем больше нищета. Чем больше знаний без Бога, тем больше пустота. Только Бог дает человеку богатство и мудрость. Мир без Бога производит нищих и глупцов» [7] Очень интересно пишет об этом диакон Владимир Василик, он работает над докторской диссертацией, в которой имеется раздел с, казалось бы, таким далеким от современности названием «Отражение стихийных бедствий в византийской гимнографии»: «Автор не мог ничего знать о страшном землетрясении и цунами в Японии. И вдруг далекое преданье на наших глазах стало явью: машины, которые страшная стихия несет, как ореховую скорлупу, двухэтажные дома, сметаемые водой как игрушечные домики, целые поезда и корабли, поглощаемые бездной. Передо мною Церковная История Иоанна Эфесского (VI век). Склоняюсь над витиеватыми сирийскими строчками. Перевожу. И возникает страшная картина землетрясения и наводнения, происшедшего в 551 году в Финикии (современный Ливан): «В лето 870 греческого исчисления произошло великое землетрясение и обрушился Бейрут, а также города многие на побережье моря и деревни в Галилее, Аравии, а также в Палестине и в доме Шемрон (т.е. – в Самарии). И море вышло из своих пределов и отступило на две мили по всей Финикии. И сильное бедствие, и великие знамения и чудеса, бывшие в граде Бейруте финикийском, когда было землетрясение, и пали города, мы захотели сделать знаком предупреждения для тех, кто будет после вас. Когда было сильное землетрясение с небес, то море отступило и удалилось от Бейрута града и от прочих городов на берегу моря Финикии по повелению Бога на расстояние примерно две мили. И открылись ужасные глубины моря, и явились в нем зрелища великие и многие и удивительные. И приготовленные корабли, наполненные многими товарами, и они были привязаны в гаванях и во время ухода моря от земли остались на дне. И они сокрушились и разбились, когда оставило их море и ушло по повелению Господа. И тогда по повелению тайному пучина моря ужасная обрушилась, чтобы вернуться на свое первоначальное место, и покрыла, и погребла в глубине своей в низу бездны всех тех несчастных. Ведь они устремились, чтобы найти богатство в глубине бездны и по образу Фараона канули в пучину и потонули как камень, как и написано (Исх. 15, 4). И устремил на них Господь воды морские, когда исполнился поток и вернулся к первой полноте. Те, кто были еще на краю берега, спешили спуститься, но ближайшие к земле выбежали на берег, когда они увидели, что пучина возвращается на свое первоначальное место. Но когда им удалось бежать, как от охотников, произошло страшное землетрясение, которое перевернуло дома в городах и, особенно в Бейруте. Пали они и сокрушили тех, кто бежал из моря. И не осталось ни одного человека из них. Но море поднималось против них сзади, а землетрясение разрушало город пред ними». В течение ряда лет японская промышленность не сможет работать на полную мощность, и её место на рынке займут конкурирующие компании из Кореи, Тайваня или Китая. Кризис геологический превратился в кризис, который станет и экономическим, и политическим, и социальным, и так далее. Но если руководствоваться страстью к наживе, то с безрассудными от алчности народами и государствами может повториться то, что произошло когда-то в Финикии, а теперь в Японии. Геологи наблюдают за движением тектонических плит давно – напряжения в земной коре и вызываемые ими землетрясения – это ожидаемые явления, но никто не знает, когда они произойдут, где и с какой силой. Но вот что такие же разломы, такие же движения тектонических плит происходят сейчас в районе Калифорнии, и в Америке в напряжении ждут, когда-то у них произойдет землетрясение. Возможно, удар будет примерно такой же силы. Но факт в том, что нет времени размышлять – каяться или не каяться. [8] В Японии национальная катастрофа, а Ливию бомбят европейские самолёты. Полное умопомрачение и непонимание истинных корней происходящих событий, того, что происходит в мире. Вот это страшно. Фукусима для всех нас призыв – вздрогнуть и опомниться. Если опомнимся и покаемся пред Богом – то тогда не погибнем. Это все тревожно, и требует от нас, от Церкви, от верующих, от всех здравомыслящих людей, напряженного усилия для решения этих сногсшибательных проблем. В буквальном смысле сногсшибательных. Японцев постигло стихийное бедствие, не потому что они хуже нас, а потому что Господь дает нам возможность учиться на чужом примере. А если не научимся, тогда не на кого будет пенять. Фукусима – это грозное предупреждение Божие современной цивилизации, которую ее безбожие и безнравственность приводят на грань катастрофы. Несчастье, которое переживает японский народ, вызывает только чувство жалости и сострадания. По скольким людям это ударило непосредственно, ведь у каждого есть родственники и друзья? Сколько людей в мучениях умерли? Чьи-то страдания были краткими, а кто-то под развалинами лежал, часами истекал кровью и так и не дождался помощи. Мы, сытые и довольные, знаем, что завтра будет и свет, и тепло, и еда и все будет хорошо, а там более 27 000 погибло и пропало без вести. Это настоящая национальная трагедия. 1.4. Жертва во имя жизни. — Способность жертвовать собой — это высшее проявление любви по Евангельскому слову. Тому, кто поступает так, прощаются все грехи. Его Бог сразу принимает в свое Небесное Царство. Это подобно предсмертному Крещению, которое омывает грехи согрешившего. Есть какая-то внутренняя пружина, которая двигает человеком; и эта пружина не связана ни с его образованием, ни с его положением — она связана с его воспитанием. Православная Церковь считает, что в аварии “присутствовал перст Божий, ибо ликвидация этой катастрофы стала великим нравственным подвигом для тысяч людей. [9] Ситуация с аварией на Фукусиме сложилась так, что трагедию можно остановить только если кто-то пожервует своей жизнью или здоровьем, проникнет на станцию и наладит систему охлаждения. Для нас примером должны являться 50 неизвестных добровольцев, которые занимаются охлаждением реактора Фукусима, и не покидают атомную электростанцию, несмотря на смертельно опасный уровень радиации и бушующий там пожар. Их имен не знает никто. Их мужеству нет предела. Пятеро погибли, 22 получили тяжелые ранения, двое пропали без вести. Но их по-прежнему 50. Их 50, и они последняя линия обороны между ядерным апокалипсисом и Японией, а может быть — и всем человечеством. Несмотря на тихую, но смертельную радиацию, несмотря на бушующий и тоже смертоносный пожар, эти 50 не покидают атомную электростанцию в Фукусиме. Они ползают по лабиринтам сложнейших конструкций в абсолютной мгле, скупо освещаемой их ручными фонарями, прислушиваясь к периодическим взрывам водородного газа, который, ускользая из поврежденных реакторов и вступая в контакт с воздухом, оглушает всю окрестность. Часть этих людей добровольцы, часть остались на станции по приказу. Но всех их объединяет подвиг самопожертвования. По словам одного из них, ими движет долг, который велит оставаться на месте и выполнять свою работу. Прежде чем заступить на смертоносную вахту, они попрощались со своими родными и близкими. 1.5. Чернобыльская авария. Конечно, и озоновые дыры, и дефицит пресной воды, и глобальное потепление, с религиозной точки зрения, можно считать наказанием Божиим за людское сребролюбие, сластолюбие и славолюбие (которые, собственно, и являются стимулом сегодняшнего безудержного развития материального производства и потребления). Но вот вопрос: если алкоголик сгорел заживо на собственном матрасе, который он спьяну поджег непотушенной сигаретой, то можно ли считать такую смерть — наказанием от Бога? Наверное, все же разумнее предположить, что Бог просто предоставил ему возможность следовать собственной греховной воле, в которой он так упорствовал всю жизнь, и которая его в конце концов убила. Поступая вопреки замыслу Божию о нас, мы пожинаем горькие плоды этого насилия над собственным естеством. И один из наиболее горьких плодов, оставивший глубокие раны в душах и памяти русского, украинского и белорусского народа,- это авария на Чернобыльской Атомной Электростанции. Я сама из Беларуси, и мне тема Чернобыля близка. Из глубин душевных вырываются слова и вместе с ними слезы плача о горе Чернобыля. Воистину горька полынь! Горькой оказалась и участь людей, столкнувшихся с этой бедой: и в первый ее огненный день, и в последующие дни, когда вступили они в единоборство с демонической стихией; и поныне опаляет она все живое мертвящим излучением, приводя нам на память египетские казни. И мне хочется раскрыть эту тему: примеры мужества и героизма, что было сокрыто от народа, и как происходило на самом деле. Той чарнобыльскай ноччу. Той чарнобыльскай ноччу, Як у жудасным сне, Напамінам прарочым Скаланула мяне — Бліскавіцай урану можна свет спапяліць. І пякельнаю ранай Мне Чарнобыль баліць. Больш не радуюць кветкі І не клічуць грыбы. Не магу я Быць гэткім, Як да гэтага быў. Роздум змрочным тыранам Будзе роспач цвяліць. Незагойнаю ранай Мне Чарнобыль баліць. Што пакіну я ўнуку? Што я сыну скажу? На людзей і навуку Я іначай гляджу. І віной дараванай Гора не адбяліць. Невылечнаю ранай Мне Чарнобыль баліць. Як ва ўсім разабрацца Нам без жудасных сноў, Каб агонь радыяцый Не ўзвіхурыўся зноў, Каб не слалі праклёну Нам ні лось, ні мядзведзь. Будзе,будзе да скону Мне Чарнобыль балець… [10] Кто виноват в сей трагедии? Кто не досмотрел, кто растерялся, кто скрыл происшедшее, недооценив сокрытой опасности? Наверное, повинны многие, если не все. Повинно в сем грехе всё поколение атомного века; повинно перед Творцом, ибо не исполнил человек заповедь Божию об обладании, владении и хранении земли, но вторгся во святая святых. Экологическая проблема — это тоже проблема греха, нераскаянного греха. В Книге Откровения сказано: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить…и погубить губивших землю» (Откр. 11,18). То хищническое отношение к земле, которое бытует в современном обществе, не выдерживает библейской критики. Священное Писание научает нас именно береженому отношению к плодородному слою. Но мы не учимся. «Есть в нашем времени нечто общее со временем первых христиан», — сказал на одной из своих проповедей оптинский схиигумен Илий. И это общее не только в том, что XX век, как и первый, восстал на Христа, обагрив землю кровью мучеников. Общее есть и в ином — сегодня мало тех, кто впитал в себя веру с молоком матери. Многие поздно пришли к Богу, и обрели его порой на краю погибели, испытав уже измученной душой весь ужас жизни без Бога и безумие богоборчества. Во все времена потрясений ветхих и новых эпох всегда звучал голос пророков, призывающий свой народ к покаянию. В принципе, в тяжелых последствиях виноват обычный работяга с кувалдой. Когда операторы допустили ряд неверных действий, и давление стало расти, защита не работала, и ее отключили. Чтобы убрать лишнее давление, было решено послать слесаря, который должен был открыть люк, через который спустить давление путем выброса в атмосферу образовывающихся газов. Заражение было бы, но очень небольшое и локальное. Слесарь взял ключи, кувалду, и начал откручивать гайки. Когда уже из-под крышки начало травить, одна гайка не «захотела» отворачиваться. И он применил кувалду. По ТБ на атомных станциях можно применять кувалды только из нержавейки — они при ударе не искрят. А он взял обычную кувалду. А так как из-под крышки шла гремучая смесь водорода с кислородом — она взорвалась. Взрывом сорвало мостовой кран, он упал на крышку реактора, та треснула, и… Господь мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, и совершил страшную ошибку, последствие которой — авария – но здесь Господь по милости попустил бедствие. И думать, что это Бог мстит людям за их беззакония или карает за их прегрешения «человек согрешил — Бог его покарал»- можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Авария на Чернобыльской атомной станции произошла 26 апреля 1986 года из-за взрыва в четвертом энергоблоке. Радиоактивному загрязнению подверглись огромные площади России, Украины, Белоруссии, стран Европы. В 1:24 ночи на пульт дежурного ВПЧ -2 по охране ЧАЭС поступил сигнал о возгорании. К станции выехал дежурный караул пожарной части (на ЗИЛ-131, который возглавлял лейтенант внутренней службы Владимир Павлович Правик. Из Припяти на помощь выехал караул 6-й городской пожарной части, который возглавлял лейтенант Виктор Николаевич Кибенок. Руководство тушением пожара принял на себя лейтенант В. П. Правик. Его грамотными действиями было предотвращено распространение пожара. Были вызваны дополнительные подкрепления из Киева и близлежащих областей. Из средств защиты у пожарных были только брезентовая роба (боёвка), рукавицы, каска. Звенья ГДЗС были в противогазах КИП-5. К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала, а к 6 часам утра был затушен. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3:30, так как из двух имевшихся приборов на 1000 Р/ч один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные уровни радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора. Пожарные не дали огню перекинуться на третий блок (у 3-го и 4-го энергоблоков единые переходы). Вместо огнестойкого покрытия, как было положено по инструкции, крыша машинного зала была залита обычным горючим битумом. Примерно к 2 часам ночи появились первые поражённые из числа пожарных. У них стала проявляться слабость, рвота, «ядерный загар». Помощь им оказывали на месте, в медпункте станции, после чего переправляли в городскую больницу Припяти. 27 апреля первую группу пострадавших из 28 человек отправили самолетом в Москву, в 6-ю радиологическую больницу. Практически не пострадали водители пожарных автомобилей. В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. Эти усилия оказались бесполезны, так как и трубопроводы, и сама активная зона были разрушены. Другие действия персонала станции, такие как тушение очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва, напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные. В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов. Перед аварией в реакторе четвёртого блока находилось 180—190 т ядерного топлива (диоксида урана). По оценкам, которые в настоящее время считаются наиболее достоверными, в окружающую среду было выброшено от 5 до 30 % от этого количества. Некоторые исследователи оспаривают эти данные, ссылаясь на имеющиеся фотографии и наблюдения очевидцев, которые показывают, что реактор практически пуст. Следует, однако, учитывать, что объём 180 т диоксида урана составляет лишь незначительную часть от объёма реактора. Реактор в основном был заполнен графитом; считается, что он сгорел в первые дни после аварии (324 дня). Кроме того, часть содержимого реактора расплавилась и переместилась через разломы внизу корпуса реактора за его пределы. Кроме топлива, в активной зоне в момент аварии содержались продукты деления и трансурановые элементы — различные радиоактивные изотопы, накопившиеся во время работы реактора. Именно они представляют наибольшую радиационную опасность. Большая их часть осталась внутри реактора, но наиболее летучие вещества были выброшены наружу, в том числе: все благородные газы, содержавшиеся в реакторе; примерно 55 % иода в виде смеси пара и твёрдых частиц, а также в составе органических соединений; цезий и теллур в виде аэрозолей. Суммарная активность веществ, выброшенных в окружающую среду, составила, по различным оценкам, до 14·10 18 Бк(примерно 38·10 7 Ки), в том числе. 1,8 ЭБк иода-131; 0,085 ЭБк цезия-137; 0,01 ЭБк стронция-90; 0,003 ЭБк изотопов плутония; на долю благородных газов приходилось около половины от суммарной активности. Загрязнению подверглось более 200 тыс. км?, примерно 70 % — на территории Белоруссии, России и Украины. Радиоактивные вещества распространялись в виде аэрозолей, которые постепенно осаждались на поверхность земли. Благородные газы рассеялись в атмосфере и не вносили вклада в загрязнение прилегающих к станции регионов. Загрязнение было очень неравномерным, оно зависело от направления ветра впервые дни после аварии. Наиболее сильно пострадали области, в которых в это время прошёл дождь. Большая часть стронция и плутония выпала в пределах 100 км от станции, так как они содержались в основном в более крупных частицах. Иод и цезий распространились на более широкую территорию. Относительный вклад различных изотопов в радиоактивное загрязнение после аварии. С точки зрения воздействия на население впервые недели после аварии наибольшую опасность представлял радиоактивный иод, имеющий сравнительно малый период полураспада (восемь дней) и теллур. В настоящее время (и в ближайшие десятилетия) наибольшую опасность представляют изотопы стронция и цезия с периодом полураспада около 30 лет. Наибольшие концентрации цезия-137 обнаружены в поверхностном слое почвы, откуда он попадает в растения и грибы. Загрязнению также подвергаются насекомые и животные, которые ими питаются. Радиоактивные изотопы плутония и америция сохранятся в почве в течение сотен, а возможно и тысяч лет, однако их количество невелико (, с. 22). Тем не менее некоторые эксперты считают, что проблемы, связанные с загрязнением трансурановыми элементами, требуют дополнительного изучения. В результате бета-распада Pu-241 на радиоактивно загрязнённых территориях происходит образование америция-241. В настоящее время вклад Am-241 в общую альфа-активность составляет 50 %. Рост активности почв, загрязнённых трансурановыми изотопами, за счёт Am-241 будет продолжаться до 2060 года и его вклад составит 66,8 %. В частности, в 2086 году альфа-активность почвы на загрязнённых плутонием территориях Республики Беларусь будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период. В городах основная часть опасных веществ накапливалась на ровных участках поверхности: на лужайках, дорогах, крышах. Под воздействием ветра и дождей, а также в результате деятельности людей, степень загрязнения сильно снизилась и сейчас уровни радиации в большинстве мест вернулись к фоновым значениям. В сельскохозяйственных областях в первые месяцы радиоактивные вещества осаждались на листьях растений и на траве, поэтому заражению подвергались травоядные животные. Затем радионуклиды вместе с дождём или опавшими листьями попали в почву, и сейчас они поступают в сельскохозяйственные растения, в основном, через корневую систему. Уровни загрязнения в сельскохозяйственных районах значительно снизились, однако в некоторых регионах количество цезия в молоке всё ещё может превышать допустимые значения. Это относится, например, к Гомельской и Могилёвской областям в Белоруссии, Брянской области в России, Житомирской и Ровненской области на Украине. Дозы облучения. Значительному загрязнению подверглись леса. Из-за того, что в лесной экосистеме цезий постоянно рециркулирует, а не выводится из неё, уровни загрязнения лесных продуктов, таких как грибы, ягоды и дичь, остаются опасными. Уровень загрязнения рек и большинства озёр в настоящее время низкий. Однако в некоторых «замкнутых» озёрах, из которых нет стока, концентрация цезия в воде и рыбе ещё в течение десятилетий может представлять опасность. Загрязнение не ограничилось 30-километровой зоной. Было отмечено повышенное содержание цезия-137 в лишайнике и мясе оленей в арктических областях России, Норвегии, Финляндии и Швеции. 18 июля 1988 года на территории Белоруссии, подвергшейся загрязнению, был создан радиационно-экологический заповедник. Наблюдения показали, что количество мутаций у растений и животных хотя и выросло, но незначительно, и природа успешно справляется с их последствиями. С другой стороны, снятие антропогенного воздействия положительно сказалось на экосистеме заповедника и влияние этого фактора значительно превысило негативные последствия радиации. В результате природа стала восстанавливаться быстрыми темпами, выросли популяции животных, увеличилось многообразие видов растительности. До аварии в городе проживало 12,5 тысяч человек. В Чернобыль ( 19 км от ЧАЭС), в отличие от Припяти (3 км), возвращаются люди, и проживают работники учреждений и предприятий Зон отчуждения и безусловного гарантированного отселения Чернобыльской АЭС и самосёлы. Они получают менее 1 мЗв в год сверх естественного фона. Припять была построена в 1970 году всего в трех километрах от атомной станции, чтобы жившим в городе сотрудникам ЧАЭС удобно было добираться до работы. Эта близость и погубила город: здесь радиационный фон так высок, что жить совершенно невозможно. Уже 21 год, как в город ядерщиков Припять строжайше запрещен въезд: катастрофа 1986 года сделала город опасным для людей. Лишь мародеры и прочие искатели приключений проникают в Зону. Пустые дома, заросшие мелким, сорным лесом и оплетенные джунглями плюща. Десятки, сотни пустых домов. Если окна закрыты ставнями, дом похож на покойника с закрытыми глазами. А если ставни распахнуты и оконные проемы зияют пустотой, тогда это похоже на предсмертный крик. Машин здесь практически нет, и поэтому стоит полная тишина, нарушаемая только пением птиц, от которого становится еще жутче. В наши дни многие «блогеры» делятся своими детскими воспоминаниями о той атомной весне 1986 года.. Никогда из памяти нашей не должны изгладиться примеры героизма, подвига, мужества, жертвенности ликвидаторов (преодолевали катастрофу не только украинцы, но и белорусы и россияне, мужественно подставляя друг другу плечо и не спрашивая ни о национальной принадлежности, ни об убеждениях). …Вот уже 25 лет длится долгое эхо Чернобыля… Для Чернобыльской АЭС и для всего мира время разделилось на До 26 апреля 1986 года и ПОСЛЕ…До – теплая украинская весна, цветущая Припять, веселая мелюзга в детских садах, школьники, радующиеся скорым летним каникулам…ПОСЛЕ – Черная быль. Вот одно из воспоминаний, которое посвящается памяти вертолётчиков, первыми проявившие мужество и героизм в ликвидации взрыва: Из воспоминаний сына ликвидатора чернобыльской катастрофы: …Я помню 1 мая 1986 года, когда в нашей московской квартире внезапно зазвонил телефон. Папа снял трубку, несколько секунд молчал, затем произнес только одно слово: «Есть!» И, обращаясь к маме, сказал: «Света, где там мой «тревожный чемоданчик?» Я помню глаза мамы… Мы ждали этого звонка. Папа был военным экспертом по вертолетам, по тем самым МИ-8 и МИ-6, которые первыми приняли участие в ликвидации катастрофы. Вертолеты появились над Припятью уже 27 апреля на восходе солнца. Правительственная комиссия поставила перед летчиками задачу забросать аварийный реактор с воздуха защитным слоем песка, затем песок был заменен свинцом, бором, кадмием и различными другими материалами. Такие рекомендации дали сомневающиеся и растерянные ученые-ядерщики — рекомендации, мягко говоря, спорные. Активное наращивание слоя песка вызвало рост температуры на аварийном энергоблоке. Свинец при температуре в реакторе свыше 4000 С мгновенно возгонялся и в виде окислов вместе с другими радиоактивными элементами распространялся по огромной территории Украины, Белоруссии, России. Это были первые попытки усмирить реактор. Вертолетчики героически справились с поставленными задачами, к 6 мая 1986года выброс радиации резко уменьшился. Но цена, которую они за это заплатили, оказалась страшной! С самого начала операции по «спасению» реактора экипажи вертолетов были обречены! Подходы к реактору с воздуха были опасны – мешала высокая вентиляционная труба разрушенного четвертого блока АЭС. К тому же машина над эпицентром просто проваливалась вниз на 20–30 м. т.к. из-за высокой температуры воздуха в этом месте резко падала подъемная сила вертолета. Для осуществления сброса песка необходимо было зависнуть над реактором на несколько минут. Борттехник, привязанный в грузовой кабине тросом, подтаскивал мешок к открытой двери, высовывался наружу и, заглядывая в ядерный кратер, целясь глазом, сбрасывал мешок за мешком. Шесть-семь мешков за раз! Невыносимая жара, перенапряжение! После вылетов у борттехников случались приступы рвоты. Это был адский труд. Это потом уже пришла идея использовать на подвесках тормозные парашюты, в которые удавалось загружать до 1,5 тонн мешков. Доза, которую за один вылет получали вертолетчики, составляла от 20 до 80 рентген. А сколько было тех вылетов! В первые дни у летчиков не было даже респираторов! Таблетки йодистого калия никому не давали, да никто их и не спрашивал. С виду город как город… только мертвый… Без респираторов обходились и все члены правительственной комиссии. Многие из них были безграмотны в вопросах дозиметрии и ядерной физики, в первые дни аварии элементарно не знали о размерах радиационного фона. Местные власти находились в полной прострации. К сложившейся ситуаци