» » Гюмри: Спитакское (Ленинаканское) землетрясение 1988 года, история и последствия

Гюмри: Спитакское (Ленинаканское) землетрясение 1988 года, история и последствия

Гюмри: Спитакское (Ленинаканское) землетрясение 1988 года, история и последствия

Гюмри: Спитакское (Ленинаканское) землетрясение 1988 года, история и последствияГюмри: Спитакское (Ленинаканское) землетрясение 1988 года, история и последствия. Здесь я предлагаю немного отвлечься от нашего знакомства с Арменией и всецело погрузиться в историю. В городе Гюмри тень страшного землетрясения 1988 года лежит на всём, да и, вообще, масштабы трагедии столь велики, что я счел эту тему достойной отдельной статьи. Катастрофа случилась 7 декабря 1988 года. В той или иной степени землетрясение почувствовали на обширной территории от Черного до Каспийского моря с востока на запад и от Грозного до границы Ирака с Ираном с севера на юг. Эпицентр 10-балльного землетрясения с магнитудой 7.0 находился в 6-7 км к северо-западу от Спитака. Предыдущее землетрясение сравнимой силы на территории СССР произошло в Ашхабаде в 1948 году. А ближайшая самая крупная катастрофа – Чернобыльская , с момента которой не прошло еще и двух лет. Такое впечатление, что некие силы специально трясли нашу страну, помогая разрушить остатки Советского Союза. Землетрясение охватило около 40% территории Армении .

Город Спитак и 58 сёл были разрушены полностью, следующим по степени разрушения идет Ленинакан (Гюмри), Степанаван, Кировакан (Ванадзор) и еще более 300 населенных пунктов. Жертвы землетрясения. Землетрясение сопровождалось морозом и сильным ветром, что добавило свою толику к количеству жертв и трудностей к работе спасателей. Данные в разных источниках немного различаются, но более или менее похожи. Согласно мемориальной надписи возле памятника жертвам землетрясения в Гюмри: Погибших: более 25 тыс. чел. Стали инвалидами: 140 тыс. чел. Извлечены из-под завалов живыми: 16 тыс. чел. Остались без крова: более миллиона (по другим данным — 520 тыс. чел., но, все равно, много) Армении помогали всем миром. Из 110 стран были направлены самолеты с гуманитарной помощью, войска и волонтеры. На момент Спитакского землетрясения мне было 10 лет, и я отчетливо помню, как бабушка собирала в большую посылку теплые вещи, особенно запомнилось пальтишко с меховым воротником. Я еще все хотел вложить в карман какую-нибудь ободряющую записочку, может быть даже с адресом, чтобы потом, когда все уляжется, подружиться с неведомым получателем. Но так и не придумал, что написать. Первое время в пострадавших городах процветало мародерство, затем все территории были взяты под контроль войск, и за мародерство начали стрелять на месте. Помимо волонтеров и спасателей появились бригады, производившие платную расчистку завалов. В общем, много кто неплохо подзаработал на случившемся (по материалам вот этих воспоминаний). Несколько фото с места событий здесь. Причины землетрясения и разрушений. Здесь можно много фантазировать, так что, я просто изложу читанное/слышанное без претензий на истину. Очень многие граждане сходятся во мнении, что Спитакское землетрясение явилось следствием испытаний климатического оружия. Один мужик в Гюмри рассказывал, что после землетрясения большие территории под Спитаком были полностью оцеплены, да так, что туда не могли попасть даже спасатели. Он пребывал в полной уверенности, что там было, что скрывать. С другой стороны, если вспомнить, как густо наши территории были нашпигованы самыми разными военными объектами, то будет понятно, что и без климатического оружия в разрушенных частях и складах было, что охранять. Ну, а то, что это могло стоить кому-то жизни, вряд ли тогда кого-то волновало (впрочем, не думаю, что это кого-то может взволновать сейчас, вспомним Крымск). Причиной столь чудовищных разрушений помимо, собственно, землетрясения, явилась наша советская бесхозяйственность, которая особенно проявлялась в гражданском строительстве, а к концу перестройки, достигшая, пожалуй, своего апогея. В частности, для удешевления и ускорения производства жилья, сейсмоопасность района в документации специально занижали. «Мощные подземные толчки стряхнули штукатурно-окрасочный марафет, и обнаружилась проволока вместо арматуры, слабая цементно-песочная смесь вместо бетона высокой марки, ржавые уродливые наросты там, где должен быть ровный сварной шов.» (взято отсюда) Кстати, похожая ситуация имела место и в Китае после разрушительного Сычуаньского землетрясения 2008 года, когда множество школ сложились вместе с детьми, как карточные домики, по причине чрезвычайно низкого качества постройки и тотального воровства стройматериалов. У китайцев даже появился специальный термин – «тофу-школы» , то есть, школы, построенные вместо бетона из тофу. За попытки предать огласке тщательно скрывавшееся властями истинное количество жертв и причины разрушений китайский художник Ай Вей Вей был предан анафеме, подведен по нужные статьи и едва не был сгноен в остроге (но у него все еще впереди). Последствия Спитакского землетрясения. Изначально правительство обозначило срок в 2 года на восстановление пострадавших районов, однако, вскоре после этого распался Советский Союз, в связи с чем срок несколько отодвинулся… Собственно, как я уже говорил, последствия землетрясения 1988 года не ликвидированы до сих пор, хотя прошло уж как больше 20 лет. Маковки, свалившиеся при землетрясении. Некоторые элементы разрушений, как-то, свалившиеся церковные маковки, были специально оставлены в качестве памятника, но, по большей части, всё это чуть затянутая пылью прошедших лет и местами подлатанная разруха тех времен. Старый дом (трещина, наверное, еще от времен землетрясения) Разруха Маковки, свалившиеся при землетрясении. Прогуливаясь по улицам Гюмри, постоянно натыкаешься на растрескавшиеся стены, останки домов, подслеповатые пустые окна. Причем везде, включая самый центр. Есть здесь еще такой интересный элемент городского пейзажа: времянки. Много где по прежнему стоят те самые вагончики, в которых в 1988 году временно размещались люди, лишившиеся крова. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем что-либо временное. Вагончики утеплялись, к ним пристраивались дополнительные помещения, из которых кое-где, выросли целые дома. А сами вагончики так и остались. В качестве сенцев, пристроек, кладовок и, конечно, напоминания. Впрочем, я совершенно не удивлюсь, если узнаю, что есть еще граждане, по-прежнему в них живущие, так же, как и 20 лет назад. Храм Христа Всеспасителя, Гюмри. В центре Гюмри, напротив почти восстановленного после землетрясения храма, раскинулся мемориальный сквер с фонтаном. Памятник жертвам землетрясения в Гюмри. Напротив храма возвышается памятник «Жертвам безвинным, сердцам милосердным», изображающий нагромождение людей и бетонных блоков. Памятник «Жертвам безвинным, сердцам милосердным», Гюмри, Армения. И еще несколько фото памятника с деталировкой: Надпись на каменной плите рядом на русском и армянском языках гласит: «В 11 часов 41 минуту 7 декабря в туманный и мрачный декабрьский день 1988 года вздрогнули горы и с огромной силой сотряслась земля. Мгновенно были разрушены города, села, школы, детские сады и промышленные предприятия. Без крова остались более миллиона человек. В этот трагический час погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, 16 тысяч были извлечены из-под завалов. И искали живые своих близких среди погребенных под руинами. И звали дети своих родителей, а родители – своих детей. И были вместе с ними в этом горе тысячи с сердцами милосердными. И руку помощи протянули армянскому народу все республики СССР и многие страны мира. Глубока народная скорбь по безвинным жертвам спитакского землетрясения. Да упокоит господь их души. Вечная им память!» Не знаю, как кого, но лично меня очень тронул этот монумент. В противоположной стороне сквера возвышается памятный знак. Напротив памятника жертвам землетрясения. Рядом с восстанавливаемым храмом стоит плакат, изображающий что было и что стало после землетрясения. Храм до и после землетрясения, плакат. Ну, вот, пожалуй, и все, что касается Спитакского землетрясения. Всем, прочитавшим эту статью, я предлагаю почтить память погибших минутой молчания, во время которой поразмышлять о том, что большинство наших проблем, на самом деле, яйца выеденного не стоят.