Стихийные бедствия мирового масштаба

Стихийные бедствия мирового масштаба

Стихийные бедствия мирового масштабаСтихийные бедствия мирового масштаба. Стихийные бедствия мирового масштаба. Десять самых разрушительных природных катастроф по числу человеческих жертв. 1 Кайфын — город с населением ок. 600 тыс. чел. в 600 км к западо-юго-западу от Пекина, на правобережье Хуанхэ. 2 Официальные данные. По максимальным неофициальным оценкам — до 655 000 чел. 3 Таншань — город с населением более 1,5 млн чел. в 200 км к востоку от Пекина. 4 Официальные данные. По максимальным неофициальным оценкам — до 350 000 чел. 5 Банчжао — в провинции Хэнань к югу от г. Чжэнчжоу. Реку Хунхэ (приток Хуайхэ) не путать с Хуанхэ. 6 Алеппо, или Халеб, — город на северо-западе Сирии. ^ По данным Wikipedia. Вопреки распространенному мнению о том, что «настоящие» стихийные бедствия связаны в первую очередь с эндогенными процессами — с землетрясениями и извержениями вулканов, человечество терпит наибольший урон от стихийных бедствий, вызываемых атмосферными явлениями.

Сокрушительные тайфуны. Внезапно приносящие ливни муссоны или резкое повышение температуры воздуха и следующее за ними таяние снегов вызывают катастрофические паводки, обрушивающиеся на плодородные густозаселенные долины. Россия, при всей невыгодности занимаемого ею географического положения в худшем углу Евразии, на экономически убийственном удалении от мировых парадных морских фасадов, обладает тем преимуществом, что удалена и от очагов острых атмосферных бед, и от напряженной сейсмики и вулканизма. Самой страшной по числу человеческих жертв потерей России от стихийного бедствия считают знаменитое петербургское наводнение 1824 г., унесшее около 10 тысяч жизней. С китайскими и бангладешскими масштабами не сравнить. Но и не сравнить с практически безмятежной картиной на остальной территории нашей страны, по большей части избавленной от торнадо, цунами и напряжений в земной коре.

Безмятежность эта, однако, во многом обманчива. Россия веками несет человеческие потери, не впечатляюще разовые (от единовременной манифестации стихии), а незаметно-каждодневные — от не снившихся китайцам зимних морозов, от страшных континентальных температурных амплитуд и скачков атмосферного давления, от застоя воздушных масс в материковых котловинах. Всё это результируется в низкой, по сравнению с океаническими странами того же уровня развития, продолжительности жизни. Это медленные потери от постоянно и без голливудских эффектов действующего стихийного бедствия — нашего географического положения. За выход же к относительно удобным участкам океана, к оставшимся еще не захваченными конкурирующими народами, приходится платить. И описанные в «Медном всаднике» страшные, по российским меркам, жертвы наводнения — плата за сдвиг географического положения. Если же прибавить к российским «медленным стихиям» еще и заметную нелюбовь властей предержащих к своему, «мешающему» народу.

Но это уже не природное бедствие.