Форум сайта
Форум сайта Veda.dp.ua. Школа гармонии и благости семьи Клюевых. Список форумов ‹ Школа семьи Клюевых. ‹ Родолад ‹ Соционика Изменить размер шрифта Версия для печати FAQ Пользователи Регистрация Вход. Стихии Природы и Духи стихий. Стихии Природы и Духи стихий. Kluev v » 26 дек 2009, 12:32. Стихии природы оказывают на нашу жизнь огромное влияние. Одно из их проявлений - это влияние на характер, тип мышления и строение тела человека. Наша Школа проводит исследования в этом направлении. Каждый человек имеет сочетание четырех стихий в себе: вода, огонь, воздух, земля. Они проявляются как в строении человеческого тела, так и в характере. Каждая стихия имеет два противоположных состояния – сжатия и расширения. Так Вода может быть спокойная - штиль или лед , а может быть быстрая и текучая . Огонь может быть пламенем , а может быть жаром . Воздух бывает спокойным , а бывает ветром .
Земля есть плодородная , а может быть сухая, например песок . В зависимости от пропорции этих стихий в человеке, формируется особый, личный тип мышления. Огонь в человеке проявляется через эмоции. Человек – огонь хорошо ощущает эмоциональное состояние окружающих, их душевные переживания, чувства, волнения.
Характеризует поведение человека с точки зрения правил этики. Поступки других оценивает в категориях хорошо или плохо, гуманно или негуманно, честно или нечестно. В работе поощряет других людей своей приятной заботой, а не критикой или замечаниями. Вода проявляется в человеке в виде логического мышления и аналитического подхода к жизни. Вода протекает везде, все поддается анализу и осмыслению. Человек – вода рассматривает все явления через причинно-следственные связи, во всем находит причины и закономерности.
Воздух проявляется в человеке интуицией. Человек – воздух может думать о нескольких вещах одновременно. Направляет свои мысли в будущее, углубляется в суть явлений. Находит ответы на вопросы, способом отгадывания, не владея при этом достаточными фактическими данными. Земля проявляется в характере человека конкретностью и материальностью мышления, своеобразной тяжестью и одновременно силой.
Человек – земля воспринимает окружающих через свои физические ощущения. Согласно ведическим знаниям о стихиях, «вода» имеет большую текучесть и свойство проникать везде, даже в самые маленькие пространства. Сопоставляя науку о стихиях и соционику, мы сделали вывод, что «стихия воды» в человеке соответствует соционическому понятию «логика». Так как у преподавателей нашей Школы в большей степени развита логика, то и наш семинар построен, в основном на логических цепочках, отсюда и название «Живая вода». Живая потому что она несет знание, оживляющее нашу жизнь, (как и любое другое жизненно важное знание), вода - потому что семинар подготовлен нами, а в нас преобладает стихия воды. Изначальное сочетание стихий в человеке не изменено.
Оно формирует психотип человека, который такая же фундаментальная структура психики, как костный скелет – основа физического строения тела человека. Психотип определяет основные особенности психики человека. Конечно, условия воспитания в семье, обучение в школе, работа, собственная семья накладывают свой значительный отпечаток. Но эти социальные причины не могут изменить основу, подобно тому, как худоба или полнота, стройность или сутулость не могут изменить костный скелет человека.
Современная наука соционика - это один из современных ключиков к пониманию науки о стихиях. Даниил Андреев о стихиалях: — Что за нелепость, — подумают иные. — Как будто мы не располагаем исчерпывающими данными, отчего и как возникают туманы, ветер, роса, не знаем механики образования дождя, рек, растительности? Действительно, есть такие науки, как метеорология, аэродинамика, гидрология и ряд других, которые изучают стихии природы как механизмы. Но это не должно мешать возникновению учения о стихиалях (духах стихий) — о тех сознаниях, которые пользуются этими механизмами. Миры стихиалей просвечивают через наш физический мир, т.е. являются трансфизическими, обладают иной материальностью, иной мерностью. Возьмем, к примеру, вершины гор. Снежные хребты, безжизненные, бесприютные и бесплодные в своем мертвом великолепии, — это только один из двух слоев тесно связанной системы. Другой, невидимый, связанный с первым слой являет страну воплощенных духов потрясающего величия. Называется он Орлионтана. Именно просвечивание Орлионтаны сквозь кору трехмерного вещества вызывает то впечатление царственного спокойствия, могущества и лучезарности, которое снежные вершины вызывают в каждом. Орлионтана, созерцаемая духовным зрением, — это горные вершины в духовной славе. Вершины же, доступные нашим физическим очам, не более как плоды могучего, миллионы лет охватывающего, творческого бытия этих существ — стихиалей Орлионтаны. Когда человеческая душа, несущая внутри себя последствия долгого пребывания в состоянии безверия, уединяется среди полупрозрачных гор, именно прозрение в слой Орлионтаны способствует устранению последних следов слепой замкнутости и косности в душевном существе и приобщает человеческую душу к пониманию многослойности и духовного величия Вселенной. Стихиали проходят свой путь становления преимущественно сквозь царства Природы. Стихии природы — вода, воздух, земля, огонь, растительный покров, минеральные слои магмы — все это, по большей части, не плоть стихиалей, а скорее внешний круг среды их пребывания, пронизанный ими, ими движимый и преобразуемый, арена и материал их творчества, их веселья и гнева, их борьбы, игры и любви. Существует область буйных и страшных стихиалей магмы Шартамахум. Во время вулканической деятельности, землетрясений, геологических катастроф стихиали Шартамахума вырываются из подземных глубин и увлекают наверх потоки лавы, неся живому погибель. Но это лишь косвенный, почти случайный результат их деятельности. До живых существ им дела нет, они их просто не воспринимают. Субъективно, деятельность этих стихиалей — только мятежный разгул, дикое беснование, не знающее никакого контроля и доставляющее им наслаждение именно сознанием своей силы и безнаказанности. Объективно же получается, что этим буйствованием вызываются изменения лика земли. Провиденциальные силы отчасти обращают это неистовое действование во благо, извлекают из него некий положительный итог. Область мелких стихиалей, ютящихся у человеческих жилищ, называется Мaнику. Ландшафты этого мира похожи на комнату и не лишены уюта. Но снаружи — мрак и холод, и не дай Бог этим существам быть изгнанными из их теплых убежищ. Они миниатюрны, веселы и проказливы, а некоторые активно добры. Это своего рода филантропы, любящие делать людям мелкие услуги так, чтобы этого никто не знал. Впрочем, другие из них позволяют себе с людьми более или менее безобидные шутки. Вообще же, они относятся к нам избирательно, но дом стараются хранить и оберегать, как могут. Потому что в случае его разрушения разрушаются и их приюты в слое Манику и бездомные малютки в большинстве случаев погибают. Лишь немногим удается добраться до другого убежища. Немецкие сказки об эльфах — совсем не сказки: слой обитания добродушных, очаровательных маленьких существ, похожих на эльфов, действительно есть. Можно так и назвать его: Страна Эльфов. Верхний тонкий слоек земной коры, где таятся корни и семена деревьев, имеет в трансфизических мирах свое соответствие — чудесную страну Дараинну, область благих духов, пестующих корни и семена. Ее ландшафт может показаться волшебным: семена и корни тихо светятся нежнейшими оттенками голубоватого, серебристого, зеленоватого цвета; вокруг каждого зерна мягко мерцает живая аура. Обитатели Дараинны — крошечные существа, похожие на белые колпачки; сверху у каждого еще один колпачок, поменьше, вроде головки; имеется пара нежных и ловких конечностей — среднее между руками и крыльями. Они тихо переплывают по воздуху, шелестя складками своих колпачков, — это их речь, их форма общения между собою — и ворожат над семенами и корнями, как над колыбелями. Им ведомы те загадочные процессы, благодаря которым из крошечного семени вырастает большое дерево со всей сложностью своих форм. Если бы не их помощь, темные силы получили бы доступ к этим колыбелям и давно уже превратили бы земную поверхность в непроходимые заросли кошмарных форм. Всякий легко припомнит, как на летней заре или весенним полднем проносятся тихие ветры, целующие землю. Они целуют землю с ее травами, нивами и дорогами, деревья, поверхность рек и озер, людей и животных. Это стихиали слоя, называемого Вайита, радуются жизни. Они радуются нам и растениям, водам и Солнцу, радуются прохладной, горячей, мягкой, твердой, освещенной или полутемной земле, гладят ее и ласкают. Если же нам удалось бы увидеть Вайиту собственными очами, нам показалось бы, что мы погружены в зеленоватые, благоухающие, играющие волны, совершенно прозрачные, прохладно-теплые, а главное — живые, разумные и радующиеся нам. Сквозь бегущие воды мирных рек просвечивает мир воистину невыразимой прелести. Каждая река обладает «душой», единственной и неповторимой. Внешний слой ее вечнотекущей плоти мы видим как струи реки. Но внутренний слой ее плоти, эфирный, находится в мире, смежном с нами и называемом Лиурною. Невозможно найти слова, чтобы выразить очарование этих существ, таких радостных, смеющихся, милых, чистых и мирных, что никакая человеческая нежность не сравнима с их нежностью, кроме разве нежности самых светлых и любящих дочерей человеческих. И если нам посчастливилось воспринять Лиурну душой и телом, погружая тело в струи реки, эфирное тело — в струи Лиурны, а душу — в ее душу, на берег выйдешь с таким чистым, просветлевшим и радостным сердцем, каким мог бы обладать человек до грехопадения. Повсюду над землей и морями простерт Зунгуф — область стихиалей воздушной влаги, творящих облака, дождь, росу и туман. Зунгуф не отделен определенной границей от Ирудраны — области стихиалей, чья деятельность проявляется грозами, отчасти ураганами; оба эти слоя переливаются друг в друга, как и их существа. И когда струи ливня обрушиваются на землю и бурные, веселые дети Зунгуфа ликуют, то припадая к земле и поверхности вод, то отпрядывая вверх, в бурлящий водяной стихией воздух, — выше, в Ирудране, бушуют рати существ, не похожих на Тора и Индру ничем, кроме веселой воинственности: для них гроза есть творчество, а ураган — полнота жизни. Если при легком морозце тихо падает мягкий снежок или если деревья и здания стоят, убеленные инеем, бодрая, резвая, почти восторженная радость, которую испытываем мы, свидетельствует о близости дивных стихиалей Нивенны. Белые просторы, безгрешные особою, невыразимой чистотой, — вот что такое Нивенна, страна стихиалей инея, падающего снега, свежего снежного покрова. Резвящиеся в нездешнем веселье, похожем на веселость эльфов, они укрывают возлюбленную землю своей фатой. Почему такая радость жизни пронизывает нас, когда мириады бесшумных белых звезд тихо опускаются вокруг? И почему, когда мы видим леса или городские парки, убеленные инеем, мы испытываем чувство, соединяющее в себе торжественность и легкость, прилив жизненных сил и восхищение, благоговение и детский восторг? А тех из нас, кто сохранил в душе вечнодетское начало, стихиали Нивенны любят особенно нежно, они приветствуют его и пробуют с ним играть: даже возбуждение, мальчишеский азарт, быстрый бег крови в жилах у ребят во время игры в снежки или катания на салазках с гор для них приятны. С Нивенной соседствует суровый и хмурый Ахаш — связанный с полярными областями нашей планеты слой арктических и антарктических стихиалей. Необузданная душа этих существ, с ее склонностью к переходам от кристально-ясного созерцания к неистовству, с ее порывами строить целые миры из трансфизических льдов, с ее любовью взирать, глаза в глаза, в бездонные провалы метагалактики — наложила разительную печать на воспринимаемую всеми нами природу полярных бассейнов. Когда обращение Земли вокруг Солнца вызывает в северном полушарии наступление зимы и делает доступными для стихиалей Ахаша обитаемые людьми области материков, они вторгаются туда, увлекая за собой физические массы арктического воздуха, воинствуют метелями и буранами по полям и тайге, ликуют в вышине антициклонами. Но есть среди них более хищные и душевно холодные, как андерсеновская Снежная Королева, — они опасны для человека — есть и другие, улавливающие атмосферу души тех из нас, кто родствен им мужеством, удалью и бесстрашием. Таких они могут любить странною, несоизмеримою с нами любовью. Они баюкают его на своих снежных коленях, открывают ему пути в глубину своих стран, показывают ему жуткое великолепие физических покровов своего царства и, не соразмерив своей грандиозности с нашей телесной малостью, готовы укутать его белым саваном под песни вьюг. Омраам Айванхов о духах природы: Если мы можем вступать в общение с природой, это означает, что она живая и разумная. А живая и разумная она потому, что ее населяют всевозможные существа, работающие над камнями, растениями и животными. Эти существа упоминаются в преданиях всего мира. Они, разумеется, имеют не тот вид, в каком описаны в разных религиях и культурах, но главное — это знать, что природа живая, так как она обитаема, что все четыре стихии — земля, вода, воздух и огонь — обитаемы и мы можем вступить в общение с населяющими их существами. Эта реальность уже в течение тысячелетий известна магам, чародеям и колдунам всех континентов. Они стараются поставить этих существ себе на службу, и, к сожалению, им это удается. Ибо они, как правило, делают это лишь для того, чтобы удовлетворить свои вожделения, свою похоть, жажду мести и т.п., и духи им повинуются. Потому что духам природы нравится, когда им задают работу, и они ее выполняют, не заботясь о том, полезна она или вредна. Они исполняют порученную им задачу, подгоняемые страхом перед более сильной, чем у них, волей, сумевшей их подчинить. Вот почему столько людей использует их для ужаснейших дел. Духи повинуются, уж так они устроены: у них нет никакого нравственного сознания, они одинаково охотно делают и зло, и добро. Стало быть, наша задача — привлекать их для божественной работы. Когда вы отправляетесь на природу, надо все время помнить о присутствии духов, населяющих ее и существовавших задолго до нашего появления на земле. Хорошо с ними пообщаться, поговорить, восхититься красотой работы, совершаемой ими под землей и на земле, в воде, в воздухе и т.д. В этот момент они счастливы, они проникаются к вам дружескими чувствами, улыбаются вам, приносят вам свои дары: жизненную силу, радость, поэтическое вдохновение и даже ясновидение. Но не следует на этом останавливаться. Мириады населяющих природу духов вы должны привлекать к участию в божественной работе. Гуляя по лесу или в горах, обращайтесь ко всем этим невидимым существам, участвующим своей деятельностью в жизни камней, растений, животных, и просите их оказывать помощь всем, кто работает для любви, для света, для мира — для установления Царства Божьего на земле. А оказавшись на берегу моря или реки, обращайтесь к обитающим там духам и говорите им: «Что вы делаете для блага человечества? Старайтесь оказывать влияние на всех тех, кто приходит сюда купаться, и на тех, кто путешествует по водам, внушайте им желание измениться, улучшиться. Да, конечно, они упрямы, но у вас есть силы, и если вы будете настойчивы, они в конце концов невольно прислушаются к вам и исполнят вашу волю!» Таким образом, настанет день, когда мириады духов примутся за дело на всей земле и будут работать над сердцами и умами людей. Пришло время изменить наш образ мыслей. Отныне, где бы вы ни оказались, подумайте о том, чтобы обратиться ко всем существам, обитающим в пещерах, на деревьях, в ручьях, в озерах, даже на звездах, и просите их принять участие в пришествии Царства Божьего на землю. Тогда Небо признает вас строителем жизни, источником блага, сыном Господа. Камни, растения, реки, горы, звезды не знают нашего языка, но это не имеет никакого значения: на любом языке слова, которые мы произносим с убежденностью и любовью, производят вибрации, цвета, волны, которые действуют на материю, и материя реагирует, она отвечает, как если бы она понимала. В большинстве мифов гора представлена как обитель богов. Это можно рассматривать как символ, но так же — и как реальность: высокие вершины гор — это антенны, благодаря которым земля касается Неба, поэтому они населены очень чистыми и могущественными существами. Чем выше в горы поднимается человек, тем большую тишину встречает. В ней он открывает происхождение всех вещей, соединяется с Первопричиной, входит в океан божественного света. К несчастью, в наше время, с усовершенствованием транспортных средств, мы видим все больше людей, отправляющихся в горы. И вместо того чтобы уважать тишину гор, дать ей воздействовать на себя, чтобы открыть состояние высшего сознания, они ведут себя так же, как везде. Как будто нет других мест, чтобы попировать и пошуметь! Так они очень беспокоят обитателей этих мест. И никто не скажет этим людям, что своим невниманием, неуважением они будоражат атмосферу и смущают все эти создания. Если это продолжается слишком долго, в один прекрасный день они уходят оттуда в другое место, туда, где действительно тихо, куда людям очень трудно добраться. И как только эти сущности удаляются от мест своего обитания, те теряют всю свою таинственность, свой священный характер, они уже не насыщены светом и духовной силой, а жаль. Куда бы вы ни пошли: в горы, в лес, на берег озера или океана — если вы хотите проявить себя как дети Бога, которые стремятся к более тонкой, светлой жизни, вы должны показать себя сознательными в присутствии живущих там эфирных созданий. Приближайтесь к ним с уважением и благоговением, начните с приветствия, засвидетельствуйте вашу дружбу и любовь и попросите у них благословения. И эти создания, которые еще издали заметили вас, будут так восхищены вашим отношением, что приготовятся излить на вас свои подарки: свет, покой, чистую энергию. Вы почувствуете себя омытыми, окутанными любовью и восхищением этих духовных существ, и когда вы вновь спуститесь в долину, к городам, вы принесете с собой все это богатство, а также откровения и широту взглядов. Парацельс об элементалах: Они (стихийные духи природы, элементалы) обитают в четырех стихиях: нимфы — в воде, сильфы — в воздухе, пигмеи — в земле, саламандры — в огне. Еще их называют ундины, сильвестры, гномы, вулканы и проч. Каждая разновидность их может передвигаться лишь в пределах той стихии, к которой принадлежит, таким образом, никто из них не может покинуть соответствующую стихию, которая для них то же, что для нас воздух или для рыб вода. И никто из них не может существовать в стихии, принадлежащей другому виду. Для каждого элементала его стихия есть прозрачная и невидимая дыхательная среда, как для нас атмосфера. В целом элементалы испытывают неприязнь к людям самоуверенным и заносчивым, догматикам, занудам, пьяницам и обжорам, а также ко всякого рода личностям вздорным и грубым. Однако они любят людей простых, тех, кто бесхитростен и непосредственен, невинен и искренен, подобно ребенку; чем меньше в человеке тщеславия и лицемерия, тем проще для него сблизиться с ними; иначе же они бывают пугливы, как дикие животные. Е.П. Блаватская о духах стихий: Под общим названием фей, или волшебниц, эти духи стихий появляются в мифах, баснях, преданиях и поэзии всех народов, древних и современных. У них существует целый легион имен — пери, девы, джинны, сильваны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, норны, ниссы, брауни, некки, карлики, ундины, водяные, русалки, гоблины, понки, баньши, келпи, пикси, лешие, домовые, дикие женщины, белые леди — и многие другие. Их видели, их боялись, восхваляли и проклинали, их вызывали во всех странах во все века. Должны ли мы из этого сделать вывод о том, что все, кто встречался с ними, были в состоянии галлюцинации? Элементалы не имеют формы, и, пытаясь сказать о том, что они из себя представляют, лучше всего говорить, что они являются «средоточиями силы», имеющими инстинктивные желания, но не обладающими сознанием, как мы его понимаем. Поэтому их поступки могут быть как добрыми, так и дурными, без разницы. Они не только существуют и могут обитать в эфире, но могут руководить и управлять им для получения физических эффектов столь же легко, как мы можем сжимать воздух или воду для подобных целей с помощью пневматических и гидравлических машин. Продвижение планет в космическом пространстве производит определенное нарушение в пластичной и разреженной эфирной среде, поэтому посредством различных сочетаний звезд массы дружественных или враждебных элементалов могут спуститься в нашу атмосферу и произвести в ней определенные эффекты. Ч. Ледбитер о природных духах: Природных духов страны можно в некотором смысле считать ее исконными обитателями, изгнанными из многих ее частей вторжением людей, подобно тому, как ими были изгнаны и дикие животные. Точно так же, как эти животные, природные духи всецело избегают больших городов и людных мест, так что там их действие сводится к пренебрежимо малому количеству. Но в тихих сельских местностях, среди лесов и полей, на горах или в море природные духи постоянно присутствуют, и хотя они редко показываются на глаза, их влияние мощно и всепроникающе. Эфирная материя их тел при обычных условиях невидима для физических глаз. Так что, когда их наблюдают, происходит одно из двух: либо они материализуются, собирая вокруг себя покров физической материи, либо наблюдатель испытывает рост чувствительности, который позволяет ему увидеть то, что обычно за пределами его восприятия. Вид природных духов, лучше всего известный человеку, — это феи, которые обычно живут на поверхности земли, хотя, поскольку их тела состоят из эфирной материи, по желанию могут проникать и в почву. Они ликуют в свете и сиянии солнца, но с равным удовольствием танцуют и при лунном свете; они разделяют удовлетворение жаждущей земли, цветов и деревьев, когда чувствуют струи дождя, но так же счастливы, играя с падающими снежниками; они довольно плывут в спокойствии летнего дня и пируют в порывах ветра. Они не только восхищаются красотой цветка или дерева, тонкостью его цвета или изяществом формы, но с живым интересом и глубокой радостью принимают участие во всех процессах природы — сокодвижении, раскрывании бутонов, формировании и опадании листьев. Большинство природных духов не любит людей и избегает их, и это не удивительно. Человек представляется им демоном-разрушителем, который, куда бы он ни шел, уничтожает и портит все на своем пути. Он произвольно убивает, часто причиняя ужасные мучения, всех красивых существ, за которыми они любят наблюдать, он рубит деревья, вытаптывает траву, рвет цветы, а затем беспечно бросает их умирать. Он заменяет прекрасную жизнь природы своим отвратительным бетоном и кирпичом, а аромат цветов — зловонными испарениями своих химикатов и всезагрязняющим дымом своих фабрик. Разве странно, что феи относятся к нам с ужасом и бегут от нас так, как мы отшатываемся от ядовитой змеи? Есть свидетельства того, как каким-то необычайно неоправданным вторжением или раздражением люди провоцировали их на прямую месть и явное выражение злости. И то, что даже при таких невыносимых провокациях подобные случаи бывают редки и более обычный их метод состоит в том, чтобы попытаться прогнать вторгнувшегося, проделывая над ним разные трюки, часто детские и шкодливые, но не несущие серьезного вреда, хорошо характеризует их царство в целом. Они получают чертовское удовольствие, обманывая таких людей, заставляя их заблудиться в пустошах и ходить всю ночь по кругу, в то время как человек уверен, что он идет прямо, или вызывая наваждение — видения замков и дворцов там, где их на самом деле нет. Почти во всякой уединенной гористой местности в деревнях от крестьян можно услышать много историй, иллюстрирующих эту характерную черту фей. В этих проделках феям помогает их чудесная способность наводить наваждение на тех, кто поддается их влиянию. Сила наваждения — это просто способность создать ясный и сильный мысленный образ, а затем направить его в ум другого человека. Большинству людей это может показаться почти невозможным, потому что сами они ни разу в жизни не делали таких попыток и не имеют понятия, как к этому приступить. Ум феи не имеет такой широты охвата, как человеческий, но он досконально знает это дело — создание образов и передачу впечатления другим, поскольку это одно из основных занятий в повседневной жизни этих существ. С другой стороны, есть примеры того, как некоторые природные духи заводили дружбу с отдельными людьми и предлагали им такую помощь, какая была в их силах. Говорят, что к некоторым индийским йогам дикие животные приближаются с почтением, видя в них друзей всех живых существ; подобно тому и эльфы могут собираться вокруг того, кто вступил на Путь Святости, находя его эманации менее бурными и более приятными, чем эманации тех людей, чьи умы еще сосредоточены на мирских делах. Известны случаи, когда феи становятся спутниками маленьких детей и развивают к ним сильную привязанность, — особенно к детям мечтательным и обладающим способностью к воображению, поскольку могут видеть мыслеформы, которыми такой ребенок окружает себя, и получать от них удовольствие. Агни Йога о стихийных духах: Во всех явлениях природы принимают участие духи различных степеней. В пространстве трудятся сонмы существ под руководством своих Иерархов. Трудно даже представить себе, что все энергии природы одухотворены. Древние в этом отношении были ближе к пониманию явлений природы. И дождь, и туман, и ветер, и бури, и подземный, и пространственный огонь — все одухотворено невидимыми силами. Духи стихий идут на соединение с человеком. Они проходят сознание низших форм в стихиях, и потому возможны редкие случаи роста до сознания человека. Но, конечно, можно поместить главную массу в начальные формы. Главное свойство стихийных духов — эластичность. Форма их зависит от условий устремлений; попадая в фокус зрения людей, они поглощаются формой человеческой. Человек увидит их в человеческой форме; животные увидят их как животных, ибо сами стихийные духи не имеют оболочки. Страшные или прекрасные формы зависят от рефлекса нервов. Потенциал стихий всегда готов ответить усугубленным отражением и усилить нашу посылку в определенном направлении. Не следует думать, что стихийные духи — наше порождение. Вернее назвать их проявление искрою, сознание которой загорается от прикосновения духа человеческого. Про человека говорят: рождается и умирает; про стихийного духа можно сказать: вспыхнет и угаснет. Как стрела, вонзается сознание проявленного духа в вещество стихий и, как магнит, собирает расплавленную субстанцию. Рождение стихийного духа обусловлено касанием проявленного сознания. И качество, и внешность, и динамичность духа зависят от духа создателя. Потому зломыслие осуждается как прародитель безобразия. Ничтожное сознание породит гаснущие искры, но сознание, потенциально растущее, может производить гигантов. Потому так ценно качество мысли.