Мифы древних славян

Мифы древних славян

Мифы древних славянМифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце. Дорогие шестиклассники! Почему мы говорим «ветер дует», «дождь идёт», «солнце село» и откуда пошли выражения «проблески ума», «блестящий ум»? Не знаете? А хотите узнать? Тогда этот урок – для вас. Тема урока «Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы.

Народный миф о солнце». Вы познакомитесь с особенностями верований древних славян и с народным мифом о Солнце, узнаете о том, какие следы этих верований остались в нашей жизни. Это тем более интересно, что литературных древнеславянских памятников не осталось. Основные источники сведений – это средневековые хроники, произведения христиан против язычества, летописи, произведения византийских авторов, географические описания средневековых арабских и европейских авторов, а также археологические данные, фольклор, этнографические и языковедческие исследования, которые дают богатый материал для реконструкции религиозных представлений древних славян. Вот и Народный миф о солнце…

А впрочем, все по порядку. Тема: Мифы народов мира. Урок: Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце. 1. Введение. Наши предки, древние славяне, подобно античным грекам, представляли мир как результат действия Богов и поклонялись силам природы, потому что были тесно связаны с ней, зависели от неё. Они представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. Мы и сейчас говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму. Мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза свирепствует, дождь идёт. Так в нашем языке сохранились следы мифологических представлений. Древней религией славян, их мировосприятием было язычество. Язычество – вера в существование не одного, а множества богов. Древние славяне, как и другие древние народы, выражали свои познания на языке мифов . Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий. Славянская мифология была не менее богатой, чем греческая или римская, каждой сфере человеческой жизни покровительствовали свои боги, к которым можно было обратиться за помощью, и осознание этого, вероятно, облегчало трудную жизнь наших предков. Познакомимся с пантеоном славянских богов, а также сопоставим его с пантеоном греческих богов. Пантеон – совокупность божеств какой-либо религии. Верховный бог античных греков – Зевс, у древних славян это Перун, который являлся также богом войны (у греков бог войны – Арес). Бог земледелия у славян – Ярило, у греков богиней плодородия и земледелия является Деметра. Бог огня у славян – Сварог, у греков – Гефест. У славян были и боги, сопровождающие их в обыденной жизни: леший, домовой, банник. У греков тоже были мелкие божества, которые жили в лесах и в доме. Познакомимся со славянскими богами подробнее. Древние славяне поклонялись богу Сварогу. Он считался владыкой Вселенной. Во мраке он разжигал пламя молний, разбивая ими тучи. Он дал жизнь Солнцу, поэтому Сварог представлялся отцом Солнца – Даждьбога. Родив Даждьбога и других светлых богов, Сварог ушел на покой, и миром стали править его дети. Рис. 1 . Бог древних славян Сварог. Иногда Солнце представляли в виде царицы, одетой в пурпурные одежды зари и сияющей в венце лучей. В Иванов день Солнце выезжает навстречу своему супругу Месяцу, пляшет и рассыпает по небу лучи. А с началом зимы Солнце и Месяц расходятся в разные стороны и не встречаются друг с другом до самой весны. Весной же они встречаются и долго рассказывают друг другу о том, где были и что видели. Другой сын Сварогра – Перун – бог грома и молнии. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивает тучи. Гром выражает его гнев. По всему небу развевается его одежда и борода. Ветры и бури – его дыхание. Рис. 2. Бог древних славян Перун (Источник) Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста, палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и бог всю зиму покоится в гробе-туче. Весной Перун разбивает свою темницу и сбрасывает с высоты врагов. Богатырский конь переносит его во мгновение ока в любое место, мощными копытами побивает врагов. Бог весеннего солнца был Ярило. В его имени есть и яркость, и ярость. Его представляли молодым и прекрасным. Одетый в белые одежды, он едет на белом коне, на голове его венок из весенних цветов, в руке горсть ржаных колосьев. И куда он ступит своими босыми ногами, там тот час вырастает густая рожь. Ярило – покровитель любви, плодородия. Рис. 3. Бог древних славян Ярило (Источник) Но были и враждебные человеку боги. Одним из таких богов была Морана. Самое страшное, враждебное человеку божество Морана, богиня ночи, зимы и смерти. От этого имени вошли в наш язык мрак, мор, смеркаться. Славяне представляли, что Морана живет на севере в недрах, покрытых вечными снегами скал. Она всесильна, но светлые боги заключают ее в оковы с приходом весны. Рис. 4. Богиня древних славян Морана (Источник) Происхождение мира, смену времен года, появление огня объясняет народный миф о Солнце. Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный весёлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронзил неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землею, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света. Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого, и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр её вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки. Мы видим, что растения, животные, человек – это дети Матери-Земли и бога весеннего Солнца-Отца Ярилы. Миф объясняет появление всего живого любовью. А как же объясняется появление у человека ума? И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой-Земле. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой - яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись небесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою. И услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились… Ум у человека появился от удара по голове «золотой вожжой-яркой молнией», и с тех времен к нам пришли такие выражения, как «блестящий ум», «проблески мысли». Как объясняется появление огня? Каково его значение в мифе? Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что всё замерзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернется, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь. Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших – заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов их матери – опуская их в ложе её, то есть, зарывая в землю. Согласно славянской мифологии, огонь на землю послал Ярило для того, чтобы всё живое не замёрзло зимой. Огонь противопоставляется мраку и стуже. Есть народные языческие праздники, посвящённые чествованию огня. Это Масленица, когда пекут блины – символ Солнца и зарождения жизни, сжигают куклу, Масленицу, которая олицетворяет Морану, богиню смерти. Есть ещё один праздник Ивана Купалы. Это народный летний праздник, когда собравшиеся прыгают через костёр. Миф о солнце поэтичен, лиричен. Образность языка достигается использованием метафор : «и пламень взора … пронзил … слои мрака», олицетворений : Мать-Сыра-Земля «от сна проснулась» и «стала тосковать», постоянных эпитетов : «темными лесами», «синими морями», «голубыми реками», «серебристыми озерами», «бог светлоокий», «вещее слово». Неповторимый ритмический и мелодический узор мифа создает инверсия : «Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась». Метафора (греч. metaphora - перенос) – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. Олицетворение – приём речи, состоящий в том, что неодушевлённому предмету приписываются качества или действия, присущие человеку. Постоянный эпитет – это красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение. Инверсия – изменение порядка слов, принятого в русском языке, то есть постановка слов в предложении на синтаксически необычное для них место. Итак, мифология древних славян складывалась из их верований и представлений об окружающем мире: человеке, природе, космосе. Как и другие народы, славяне обожествляли и одухотворяли природу, то есть верили в то, что все кругом живёт, чувствует, понимает, имеет свои желания, борется за своё существование. Особо почитали славяне бога солнца Ярила, который покровительствовал расцвету природы, любви, плодородию. Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех «земных тварей» и растений. Список рекомендованной литературы. 1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1972. 2. Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян.– М., 2007. 3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород, 1995. 4. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013. 5. Энциклопедия «Мифы народов мира». – М., 1980—1981, 1987—1988. Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы. 1. Энциклопедия мифологии (Источник). 2. Мифологическая энциклопедия (Источник). Рекомендованное домашнее задание. 1. Пересказать Народный миф о солнце близко к тексту, сохраняя особенности повествования. 2. Составить словарик славянских мифологических персонажей: 3. *Познакомиться с отрывками из мифов разных народов о сотворении мира, ответить на вопрос: «Что общего в представлении древних людей о сотворении мира?» Материал для анализа. Представления древних людей о сотворении мира. «Не существовало ещё небо и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там – из небытия». «До рождения света белого тьмой кромешной был окутан мир. Был во тьме лишь прародитель наш. Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтобы он мир осматривал во все стороны…» «Это – рассказ о том, как всё было в состоянии неизвестности, всё холодное, всё в молчании, всё бездвижное, всё тихое: в пространстве неба было пусто… Не было ни человека, ни животного». «Вначале не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирали беспредельно. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них зародилось Золотое Яйцо… Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось нaдвое. Верхняя половина его стала небом, нижняя – землёю, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. Так была создана вселенная». Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.