4 стихии: природа, философия, соответствия
4 стихии: природа, философия, соответствия. В основе большинства эзотерических и духовных учений лежит знание о четырех стихиях. 4 стихии, соответствуют четырем сторонам света, четырем сезонам природы, четырем периодам жизни… Фактически, это деление представляет собой четыре основополагающий принципа, на которых зиждется все мироздание. Аристотель утверждал, что 4 стихии – есть ни что иное, как 4 фундаментальных состояния материи. Другими словами, каждая стихия – это набор качеств. Качества четырех стихий: Огонь – теплый и сухой; Воздух – теплый и влажный; Земля – холодная и сухая; Вода – холодная и влажная. При этом, если изменить одно из фундаментальных качеств исходной стихии, она превратится в другую стихию, в зависимости от характера изменений. Легче и нагляднее всего такие преобразования происходят со стихией воды. При разогревании вода превращается в пар – стихию воздуха. А при кристаллизации та же вода превращается в лед – стихию земли. 4 стихии, очевидно, будут по-разному взаимодействовать друг с другом. Некоторые при столкновении будут вступать в конфликт. Например, огонь и вода – две противоположности. При контакте они аннигилируют: вода тушит огонь, а сама превращается в пар. Некоторые стихии при встрече, наоборот, дополняют друг друга. Например, вода питает землю, а воздух питает огонь. 4 стихии в структуре планеты. Если провести аналогию со структурой нашей планеты, то 4 стихии будут располагаться последовательно от самых грубых до самых тонких. Литосфера представляет собой твердую оболочку планеты и соответствует стихии земли. Гидросфера являет собой водяные массы, и соответствует стихии воды. Атмосфера – это газовая оболочка небесного тела, что соответствует стихии воздуха. И наконец, магнитосфера, сформированная потоком заряженных частиц и имеющая непосредственное отношение к электричеству, конечно же, соответствует стихии огня. Земля – литосфера; Вода – гидросфера; Воздух – атмосфера; Огонь – магнитосфера. 4 стихии в модели мироздания. В эзотерических системах четыре стихии располагаются по закону иерархии. На кабалистическом Древе Сефирот мир разделен на 4 уровня, каждому из которых соответствует одна из стихий. Божественный мир — Ацилут — огонь. Высший и самый тонкий уровень мироздания называется Ацилут или Божественный мир. Ацилут – это стихия огня. Огонь в мире Ацилут представлен божественной искрой — молнией, послужившей началом творения. Духовный мир — Бриа — воздух. Следующий уровень – Бриа или мир Творения. Согласно каббалистической традиции этому миру соответствует стихия воздуха. Его так же называют миром Престолов или миром Архангелов. А на Древе Жизни он представляет собой власть. Астральный мир — Иецира — вода. Третий уровень Древа – Иецира или мир Ангелов, соответствующий стихии воды. Иецира – суть астральный мир, где во взаимодействии чувств и интеллекта рождаются мыслеобразы и мыслеформы. Это мир подсознания, мир снов и фантазий. Материальный мир — Малкут — земля. И последний, самый плотный мир – Малкут или мир Материализации. Ему соответствует стихия земли. К этому уровню относится все, что имеет проявленную физическую форму. Это мир природы, и к нему относится все материальное. 4 стихии в психологии. Магия стихий, как и любая эзотерическая практика, основана на принципе аналогии. Хорошо зная качества огня, воздуха, воды и земли любое явление мира можно соотнести с одним из этих элементов мироздания. Многим известный пример из психологии – деление на четыре типа темперамента: Холерик — стихия огня. Подобно огню, холерик вспыльчивый, он может быть обжигающим и взрывоопасным. Его поступки порой импульсивны и неконтролируемы, словно разбушевавшийся пожар. Холерик может быстро перейти на крик или бросится в драку. Всего лишь минуту назад он был спокоен, как вдруг пламя эмоций уже охватило его. В то же время люди огня – это идейщики и энтузиасты. Направив свою пламенную силу в нужное русло, они с легкостью добиваются своего. Меланхолик — стихия воды. Настроение меланхолика нестабильно, ведь вода не имеет формы. Одно из качеств воды – глубина. Так и меланхолик склонен уходить вглубь себя, в свои чувства и переживания. Вода – это связь с подсознанием, проницательность и чувствительность. Люди воды гибкие и мягкие. Но, как нам известно, вода способна обточить даже самый острый камень. Если люди огня берут своей пробивной энергией, то люди воды идут к своей цели плавно, постепенно и незаметно для окружающих. Хотя, порой, вода может из тихого ручья превратиться в стремительный поток горной реки, сносящий все на своем пути. И тогда этот поток уже ничего не сможет остановить. Сангвиник — стихия воздуха. Подобно воздуху, сангвиник активен и подвижен. Качество воздуха — легкость. И потому сангвиник часто бывает легкомысленным и беззаботным. Еще одна характеристика воздуха – это взаимодействие. Ведь все что происходит, происходит в пространстве, наполненном воздухом и посредством воздуха. Люди же, склонные к коммуникациям и общению, конечно, будут иметь тесную связь со стихией воздуха. Флегматик — стихия земли. Люди, представляющие стихию земли наиболее приземленные и рациональные. Материя инертна и неподвижна. И флегматики представляют именно эту стихию. Земные представители обычно очень сдержаны. И, порой кажется, что они не испытывают никаких эмоций. Естественно, что для такого типа личности в приоритете будет материальная сторона жизни: имущество, достаток, стабильность. Наиболее гармоничными для взаимодействия, как отмечалось выше, являются пары: огонь и воздух; земля и вода. Противоположными и конфликтными являются союзы воды и огня; воздуха и земли. огонь + воздух = гармония; земля + вода = гармония; огонь + вода = дисгармония; земля + воздух = дисгармония. Встреча стихий в социальной среде подобны их взаимодействиям в мире природы. Без воздуха, содержащего кислород, огонь гаснет. И напротив, ветер позволяет огню набрать дополнительную силу. Идеи людей огня легко получают дальнейшую реализацию с помощью людей воздуха, стихийная функция которых – активное действие. Вода, не имеющая постоянной формы, обретает ее во взаимодействии с материей. Если воду налить в кувшин, она примет форму кувшина. Потому земля, твердая и лишенная гибкости, легко находит общий язык с гибкой и мягкой водой. Люди воды, склонные пребывает в иллюзиях своих внутренних миров, во взаимодействии с землей обретают недостающую им трезвость. А их изменчивая водная натура обретает четкие материальные границы. С другой стороны, вода еще и чувственно подпитывает землю, превращая сухую материю в плодородную почву. Стоит ли говорить о том, что человек земли, склонный раскладывать все по полочкам, никогда не поймет воздушную и непредсказуемую личность «с ветром в голове». Ну и конечно, эмоциональная ранимость водной стихии не сможет найти гармонии во взаимодействии с грубым, обжигающим пламенем огня. Конечно, в личности редко проявлена только одна стихия. И как правило, люди сочетают в себе качества двух и более элементов. Потому и модель взаимоотношений стихий на практике гораздо более сложная, чем система из четырех переменных. Стихии в других концепциях. Традиции разных частей мира могут отличаться. Например, китайская система Усин выделяет пять элементов природы: дерево, земля, вода, огонь и металл. Индуизм также предлагает разделение на пять стихий: огонь, вода, земля, воздух и эфир. Эфир в индуизме – это общая стихия, и он являет собою дух, который присутствует в каждой из вышеперечисленных сил. В некоторых источниках можно так же встретить стихию жизни и стихию смерти. Хотя, жизнь и смерть — являются, скорее, не стихиями, а философским принципом полярности мироздания.