Социальные катастрофы
Социальные катастрофы. К категории социальных катастроф в первую очередь следует относить войны и военные локальные конфликты, сопровождающиеся ведением активных боевых действий, а также террористические акты и вовлечение в тоталитарные неокульты. Социальные катастрофы – результат общественно-политической деятельности группы лиц (политических деятелей, партий, сообществ и др.) или государственной власти, обусловивших снижение социально-политической стабильности в обществе или экономического благополучия населения, а в крайних случаях приведших к массовой гибели людей. Социальные катастрофы наиболее трагичны по своим масштабам и количеству жертв. В годы Великой Отечественной войны погибло около 26 млн. граждан России, почти 20 млн. немцев, около 3 млн. итальянцев.
Война – организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. Война – продолжение политики насильственными средствами. С точки зрения экстремальных условий, вызывающих возникновение психогений, война по существу объединяет психотравмирующие факторы, присущие почти всем стихийным бедствиям и катастрофам. В работах психиатров Осипова Б.П., Гуревича М.О., Краснушкина Е.К., Гиляровского В.А. показано, что война не дает новых, неизвестных мирному времени видов психических расстройств, что её влияние лишь в некоторой степени видоизменяет известные психические расстройства. В формировании психогений военного времени у населения, помимо непосредственного переживания, связанного с угрозой жизни, существенную роль играют предрасполагающие факторы: информационная неопределенность, угроза существованию близких людей, ломка функционирования психофизиологической организации и основных жизненных стереотипов, утомление. При этом во многих случаях жизнь человека становится зависимой не от привычных условий, ведущих к благополучию в мирное время, а от новых факторов – умения выжить без помощи других людей, укрыться от непогоды, найти жилье и пищу. Имеет место различие между психогенными расстройствами в военное время у участников боевых действий и населения.
Различие обусловлено тем, что солдат в условиях боевой обстановки каждый день подвергается угрозе смерти, от которой он не имеет права уклониться. Для гражданского населения вполне естественно искать убежища. Терроризм – это устрашение людей осуществляемым насилием. Насилие это осуществляется в самых разных формах: это физическое, политическое, социальное, экономическое, информационное и т. д. насилие. С учетом степени массовости и по мере организованности выделяют четыре вида насилия: массовое организованное и массовое стихийное, индивидуальное стихийное и индивидуальное организованное. Терроризм представляет собой особую деструктивную разновидность человеческой деятельности. Среди основных мотивов занятия террористической деятельностью выделяются: 1) меркантильные мотивы; 2) идеологические мотивы; 3) мотивы преобразования, активного изменения мира; 4) мотив власти над людьми; 5) мотивы интереса и привлекательности терроризма как особой деятельности; 6) «товарищеская» мотивация; 7) мотив самореализации. Личность террориста характеризуется сочетанием истерических и эксплозивных черт, высоким уровнем нейротизма и фрустрированностью, приводящей к прорыву барьера социальной адаптации, выраженной асоциальностью; однако далеко не всегда террористы обнаруживают физическую агрессию.
У большинства террористов обнаруживают расстройства личности с высоким уровнем косвенной агрессии. При этом механизм реализации террористического акта, как правило, включает в себя аффектогенную мотивацию, психопатическую самоактуализацию. Дифференцированный анализ (Ольшанский, 2002) показал, что среди участников террористических организаций и террористических действий 46% холериков, 32% сангвиников, 12% меланхоликов и 10% флегматиков. Анализ поведения жертв террористических актов показал, что оно по многим параметрам сближается с поведением жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф. Массовая психология жертв террора складывается из пяти основных слагаемых. Они могут быть выстроены хронологически. Это страх, сменяемый ужасом, вызывающим либо апатию, либо панику, которая может смениться агрессией. Мужчины и женщины – жертвы террора ведут себя по-разному.
Определенные поведенческие различия связаны с уровнем образования, развитостью интеллекта и уровнем благосостояния (если человеку почти нечего терять, он проявляет склонность к хаотичному, непродуктивному протесту). Спустя какое-то время после террористического акта у его жертв и свидетелей сохраняется психопатологическая симптоматика – прежде всего, в виде отложенного страха, а также разного рода фобий и регулярных кошмаров.