Пограничники против Гринписа
Ледокол Гринпис Arctic Sunrise находился недалеко от судна «Геолог Дмитрий Наливкин», проводившего сейсмическую разведку для нефтяных компаний «Роснефть» и Exxon Mobile. Мы готовились к мирной акции протеста, спускали на воду лодки. Вместе с другими активистами я стоял на палубе корабля Гринпис с баннером «Спасём Арктику» и ждал сигнала спускаться в лодку. В это время на мостике наш капитан вызывал по радио «Наливкина», но тот на связь так и не вышел. За разведочное судно нефтяной компании говорили пограничники: они требовали, чтобы мы прекратили свой протест, приняли их инспекцию на борт и ушли из Карского моря.
Наши лодки уже были на воде, едва мы успели раскрыть баннеры, капитан по рации попросил нас вернуться: инспекция ФСБ поднимается на наш корабль, к тому же нам угрожают предупредительным огнем.
В Карском море пограничная служба выполняла свою миссию — защищала нефтяную промышленность, Гринпис выполнял свою — защищал Арктику. Отечественная «Роснефть» — самая крупная нефтяная компания в мире — угроза Арктике номер один. Вместе с зарубежными партнерами — Exxon Mobile, Statoil и Eni — она проводит сейсмические и геофизические работы в Баренцевом и Карском морях, готовясь начать невероятно опасный проект по добыче нефти в Арктике.
Российская Арктика — потрясающе красивый регион. Однако с палубы Arctic Sunrise нам часто удается заметить не только дельфинов и китов, но и разведочные суда нефтяных компаний, волочащих за собой кабели длинной по восемь километров, издающие оглушительный для морских обитателей звук. «Роснефть» получила 33 лицензии на нефтеразведку и добычу на арктическом шельфе — это 1,1 млн кв. километров или три территории Германии.
Видеть разведочные суда «Роснефти» в Арктике мне особенно тревожно: я был на нефтяных месторождениях «Роснефти» в Сибири и знаю, насколько безответственно эта компания относится к нефтяным разливам.
В июне вместе с экспедицией Гринпис я обследовал разливы «Роснефти» под Сургутом. Каждый день мы преодолевали сотни километров, а кругом был один и тот же удручающий пейзаж: чёрные нефтяные озёра и болота, погибшие леса, навечно замершие в нефтяной жиже животные... 216 тысяч баррелей нефти уже вытекло из труб «Роснефти». И это происходит недалеко от крупнейших городов России, где под рукой вся необходимая для устранения разливов инфраструктура, техника, человеческие ресурсы...
Пока команда корабля Гринпис протестует против нефтяного освоения шельфа, наши коллеги на берегу вновь отправились в экспедицию на нефтяные разливы «Роснефти». Как оказалось, после жалоб Гринпис в природоохранные ведомства, невероятные разливы «Роснефти» в Сибири, если и исчезли, то только на бумаге. В реальности сибирские просторы всё ещё «украшают» нефтяные озёра и болота, погибшие растения и животные. Катастрофа большего масштаба случится в Арктике, если мы не остановим «Роснефть» и её партнеров.