Специалисты предрекают экологические проблемы и дефицит ресурсов к 2050 году
Эксперты скептически относятся к развитию мира на ближайшие 37 лет и предрекают экологические проблемы и дефицит природных ресурсов, заявила директор фонда "Посткризисный мир" Екатерина Шипова, комментируя итоги международного исследования "Перспектива-2050: новая политико-экономическая карта мира".
Она указала, что в данном исследовании приняли участие более трехсот экспертов — представителей административной, научной и бизнес элиты из 63 стран мира.
По словам Шиповой, прогресс в среднесрочном будущем видит немного экспертов.
"В 2050 году нас ждет полное противоречие между прогрессом и разрухой. Если посмотреть на то, как оценивают перспективы 2050 года представители разных стран, то здесь симптоматичная картина. Самые большие оптимисты — представители развивающегося мира, туда переходит реальная экономическая мощь, там есть перспективы. А вот постсоветские страны демонстрируют серьезнейший пессимизм: разруха, неопределенность, прогресса не ждут", — сказала она на пресс-конференции в РИА Новости.
Она указала, что, по мнению экспертного сообщества, знаком времени будет являться передел сфер влияния, причем он будет происходить на фоне главнейшего вызова современности — дефицита природных ресурсов.
"Очень часто под этим имеется в виду не только их исчерпаемость, что будет не хватать нефти, воды и продовольствия, но и то, что будет затруднен доступ к этим ресурсам. Другой важнейшей проблемой в период перехода 2013 — 2050 будут экологические проблемы, которые уже давно вышли за рамки национальных государств и беспокоят все человечество. Кроме того, не снимается с повестки дня вопрос несовершенства мировой финансовой системы и система управления национальными экономиками", — добавила она.
Однако в геополитическом плане, по мнению специалистов, принявших участие в исследовании, многое поменяется.
"Многие страны развивающегося мира поднимутся наверх, страны развитого мира потеряют в своем влиянии. Экологические проблемы сдвинутся, с точки зрения экспертов, в худшую сторону, решены они не будут до 2050 года. И это при том, что большинство ожидает серьезных технологических прорывных решений в этот период. Естественно, грядущие геополитические сдвиги приведут к заметному изменению баланса сил, и хотелось бы, чтобы место России было в списке гостей, а не в меню за обеденным столом", — добавила Шипова.
Одной из тем исследования стала господствующая идеология к 2050 году.
"Страны постсоветские, включая Россию, демонстрируют свою картину — прагматизм. Это свидетельствует о тяге к здравому смыслу, но и свидетельствует о разочарованности в господствующих идеологиях. Устойчивая пара, которая постоянно появляется в разных вопросах — национализм и ислам, беспокоящий экспертное сообщество развивающихся стран, которые считают, что это будет господствующей идеологией в ближайшее время. Это откровенный показатель кризисной ситуации. Поскольку именно в кризис растет роль религиозных радикальных идеологий", — добавила она.
Отвечая на вопрос, какая модель развития страны адекватна экономическим рискам настоящего времени, Шипова указала, что эта тема затрагивалась в данном исследовании.
"Анализ экспертных мнений привел к интересной картине. Получается, что в связи с огромной нестабильностью, невозможностью фактически предугадывать тренды, получается самая адекватная модель развития — это открытая модель, которая позволяет максимально открыто принимать и реагировать на изменения. Собственно говоря, это задает некие требования к структуре этой модели. Вот, например, в эту модель очень здорово вписывается идеология прагматизма, как ни странно. Сейчас уже снова возвращается момент, когда прагматизм, который ставит во главу угла целесообразность текущего момента, становится выгодной государственной идеологией. Но этот прагматизм должен сочетаться со стратегическим планированием", — добавила она.