Работа над соглашением по климату идет медленно
Работа над новым глобальным климатическим соглашением, которое должно быть готово к 2015 году, идет конструктивно, но крайне медленно, и период свободного "мозгового штурма", в котором сейчас находятся переговоры, должен закончиться в 2013 году, считает член российской делегации, начальник отдела многостороннего сотрудничества в области окружающей среды департамента международных организаций МИД РФ Олег Шаманов.
"Работа (в Бонне) шла конструктивно, однако отнюдь не в том темпе и не с той долей осознания политической важности переговоров, которые нам необходимы", — сказал Шаманов в интервью РИА Новости в четверг.
Шаманов отметил, что у него "создается впечатление, что отнюдь не все страны готовы активно двигаться в сторону разработки нового всеобъемлющего соглашения", и хотя группа в целом достаточно комплексно подходит к своей задаче, не упуская никаких важных вопросов, работа идет "крайне медленно".
"Более того, совершенно очевидно, что многие делегации просто ходят по кругу, повторяют свои давно уже известные позиции. И дело не в отсутствии творческого мышления, а, видимо, гораздо глубже — как я сказал, в неготовности двигаться в направлении нового всеобъемлющего соглашения", — отметил представитель РФ.
В двадцать первом веке
Шаманов отметил, что определенная проблема есть в обсуждении одной из тем, которая "имеет ключевое значение для будущего соглашения — это реальное участие всех стран с юридически значимыми обязательствами".
"Отнюдь не все страны готовы выйти за узкое и уже набившее оскомину понимание принципа так называемой общей, но дифференцированной ответственности. Мы с вами все-таки находимся в 21-м веке, и уровень социально-экономического развития стран по сравнению с тем периодом, когда конвенция принималась, изменился очень существенно", — сказал Шаманов.
Он подчеркнул, что эта тема во многом резонирует с поправкой к конвенции ООН об изменении климата, которую предложила Россия. Российская поправка, вызвавшая достаточно активное обсуждение на переговорах, предполагала периодический пересмотр приложений конвенции, которые закрепляют за странами статус развитых либо развивающихся в рамках переговоров.
"Мы не зациклены на этой поправке, потому что могут быть найдены другие какие-то конструктивные варианты для того, чтобы эту тему проговорить и найти взаимоприемлемые решения. Мы вовсе не предлагаем биться головой в стену, фокусируя внимание только на этих списках приложения 1 и приложения 2, мы же пишем новое соглашение", — сказал Шаманов.
Конец штурма
"Надо четко понимать, что 2013 год у нас был годом мозгового штурма. Это нормально, это приемлемо. Теперь конференция в Варшаве будет своего рода лакмусовой бумажкой — нисколько не банально сказать, что это будет реальная проверка того, готовы ли мы выполнить нами же принятые решения", — сказал Шаманов.
По его словам, с учетом необходимого по правилам процедуры времени на изучение странами готового проекта соглашения от конференции в ноябре 2013 года в Варшаве до саммита в Париже в 2015 году, где оно должно быть принято, "останется полтора года — крайне маленький срок для того, чтобы положить на бумагу все то, что должно составить новый всеобъемлющий международно-правовой договор".
"2013 год, год осмысления, год проработки, субстантивного обсуждения тематических блоков, обмена мнениями — в общем, этого должно быть достаточно. Дальше должна начинаться уже некая более сфокусированная работа… На каком-то этапе в 2014 году надо уже переходить к тому, чтобы класть на бумагу какие-то составные элементы будущего соглашения. Что мы, опять будем решать в последнюю ночь на коленке?", — сказал Шаманов.
Он, однако, выразил сомнения в том, что все участники процесса готовы и смогут придерживаться ими же установленного режима работы, который предполагает, что новое соглашение 2015 года должно вступить в силу после 2020 года.