Безумства на переговорах ООН по климату

Безумства на переговорах ООН по климату

Одна из трех групп на сессии переговоров ООН по проблеме изменения климата в Бонне фактически завершила свою работу, не начав ее — из-за затянувшегося спора сторон по поводу пункта повестки, предложенного Россией, Украиной и Белоруссией, группа на восемь дней оказалась парализована и в конце концов сдалась, приняв решение просто закрыть свое заседание в пятницу.

Две недели, потраченные на споры вокруг добавления одного пункта в повестку дня, — не самое странное, что случалось в залах и коридорах климатических конференций ООН за почти 20 лет их проведения. РИА Новости представляет обзор самых ярких инцидентов, отвлекавших делегатов от борьбы с изменением климата.

Не слышу возражений

Россия, Украина и Белоруссия по-настоящему озаботились проблемой процедурных и юридических нарушений после того, как на конференции в столице Катара Дохе в конце 2012 года пакет решений был принят за рекордные несколько минут, вопреки открытым и довольно бурным протестам этих стран. Пострадавшие стороны утверждали, что их возражения были просто проигнорированы и что такой подход к принятию критически важных решений подрывает их легитимность.

Вместе с тем, случай в Дохе был хотя и возмутительным, но не беспрецедентным. Двумя годами ранее, на конференции в мексиканском Канкуне, стороны предпочли деликатно не заметить возражения Боливии, которую не устраивал слишком слабый, по ее мнению, пакет решений. Наконец, еще в 1997 году для того, чтобы Киотский протокол возник как явление, пришлось проигнорировать возражения представителя Саудовской Аравии.

Чтобы привлечь внимание председателя переговоров к своему недовольству, делегаты зачастую прибегают к чуть менее ортодоксальным способам, чем стандартные протесты, принятые в ООН. Так, представительница Венесуэлы Клаудиа Салерно на конференции в ЮАР в 2011 году встала на стул, держа табличку своей страны в вытянутой руке — так она показывала, что не согласна с предлагаемым планом действий.

На недельку в Бангкок

Первая после Канкуна переговорная сессия 2011 года проходила в Бангкоке, где делегаты довольно часто собираются на промежуточные встречи между ключевыми саммитами. Тогда, однако, заседание стало поводом для огромного количества не очень смешных шуток, поскольку одной из двух на тот момент ключевых рабочих групп на утверждение повестки потребовалось целых пять дней — то есть вся переговорная сессия.

Тогда стороны не могли договориться, какое из своих многочисленных решений взять за отправную точку работы в новом году, и разрешить этот вопрос с помощью компромиссного варианта, в котором упоминались и Балийский план действий 2007 года, и решения Канкуна, удалось только на итоговом заседании. Таким образом, это заседание в последний день переговоров буквально состояло из своего открытия, утверждения повестки, бурных аплодисментов и закрытия.

Попытка номер два

Итоговая конференция 2000 года, когда странам после длительных консультаций совсем никак не удавалось договориться ни о чем, была просто временно приостановлена. Все разъехались по домам, чтобы через полгода "на бис" вернуться на вторую ее часть и все же попытаться принять необходимые решения. К слову, сложности и разногласия между ключевыми участниками переговоров тогда вызывало, в частности, тоже "наследие" предыдущей конференции в Буэнос-Айресе.

Второй акт переговоров через полгода, в середине 2001 года, удался, тогда были заключены важные политические договоренности, однако, по некоторой иронии судьбы, за те же полгода президентом США стал Джордж Буш-младший, который почти сразу отрекся от Киотского протокола и сильно осложнил задачу переговорщиков.

Шутники

Иногда инциденты на переговорах выходят далеко за рамки правил процедуры и дипломатических протоколов. Так, совсем недавно, в 2011 году выступление главы канадской делегации на переговорах в ЮАР едва не сорвали экологические активисты, которые прямо во время этого выступления выстроились в зале и личным примером призвали всех "повернуться спиной" к стране, которая, по слухам на тот момент, собиралась выйти из Киотского протокола.

Недовольство экологов, кроме Канады, часто вызывают и другие страны, которые, по их мнению, не способствуют успеху переговорного процесса, а то и открыто затягивают его. Так, на переговорах в Бонне в 2010 году один из сотрудников WWF в присутствии коллеги и представителя Oxfam забрал со стола табличку, представляющую делегацию Саудовской Аравии, сломал ее и выбросил осколки в туалет, а затем распространил фотографии этих осколков. За скандальную выходку впоследствии перед страной и секретариатом конвенции ООН по климату извинялись обе общественные организации.

Но самым комичным, пожалуй, был классический случай, произошедший на той же сессии 2000 года в Гааге. Тогда группа активистов устроила сидячую забастовку на одном из заседаний, а одна особенно решительная женщина прямо на пресс-конференции делегации США удачно запустила в ее главу, заместителя госсекретаря Фрэнка Лоя, тортом с шоколадным кремом.