Опыт Австралии будет полезен
Представители российской лесной промышленности и эксперты по лесной сертификации получили уникальную возможность ознакомиться с практиками ответственного лесопользования в лесах умеренного пояса южного полушария.
Обучающую поездку для российских специалистов лесного сектора по ответственному лесопользованию и FSC сертификации организовали Ассоциация экологически ответственных лесопромышленников (GFTN России) совместно с WWF Австралии.
Леса австралийского штата Тасмания имеют много схожих черт со смешанными лесами умеренного климатического пояса Европы, в первую очередь, благодаря схожим климатическим режимам и сопоставимому количеству осадков. Кроме того, ряд древесных пород близки по продолжительности жизненных циклов. Вместе с тем, для тасманийских лесов характерен и целый спектр ярких, отличающих их от лесов северного полушария черт. В первую очередь, отличен видовой состав естественных лесов. Помимо привычных всем хвойных пород, произрастающих и в России, естественные леса Тасмании представлены сотнями видов эвкалиптов.
В Австралии, в отличие от нашей страны существует два типа собственности на леса - государственная и частная. При этом структура управления лесным фондом изначально децентрализована на уровне штатов, но в настоящий момент подавляющее число заинтересованных сторон, включая природоохранные НПО, считают необходимым передачу основных функций управления на федеральный уровень.
В отличие от нашей страны, для лесного хозяйства Австралии, помимо заготовок в естественных лесах характерно ведение плантационного хозяйства. Продуктивность эвкалиптовых плантаций и плантаций сосны достаточно велика, за 15 – 25 лет удается достигнуть спелого древостоя. Также в стране развито многоцелевое использование лесов, особенно представлен сектор экологических услуг.
Кроме того, в стране значительно развито гражданское общество. Так, например, в одном небольшом штате Тасмания действует более 100 общественных организаций. При этом многие из них выражают диаметрально противоположные точки зрения на ведение лесного хозяйства в регионе, и вот уже около 30 лет представители государственных органов по управлению лесами, природоохранные НПО, лесопромышленники и местное население не могут прийти к единому мнению относительно характера дальнейшего освоения лесов в штате. Несмотря на то, что целых 47% площади штата занимают ООПТ, многие НПО и представители общественности считают неприемлемой заготовку естественных лесов, ведущую, по их мнению, к деградации биоразнообразия во всем регионе. Часть природоохранных организаций уверены в необходимости снижения расчетной лесосеки, установленной правительством штата. Некоторые НПО выступают за сокращение допустимой площади сплошных рубок, которая превышает в два раза допустимую площадь, установленную в России.
«При этом передовые компании Австралии, имеющие сертификат FSC, уже полностью перешли от сплошных рубок к выборочным, которые наносят гораздо меньший урон лесным экосистемам. Также широко практикуется мозаичная организация лесозаготовок, когда лесосеки чередуются с участками естественных лесов других видов пользования и разновозрастными плантациями. Мы очень надеемся, что опыт наших австралийских коллег будет использован и в России, особенно это касается многоцелевого использования лесов и перехода к выборочным рубкам», - отметил руководитель GFTN России Александр Воропаев.