Аттестация лесопатологов дала тревожные результаты
«Российский центр защиты леса» совместно с Всероссийским институтом повышения квалификации работников лесного хозяйства провел специальное тестирование среди специалистов, занятых в сфере лесозащиты. Итог впечатляющий – 53% лесопатологов региональных структур лесоуправления не прошли испытания. В филиалах «Рослесозащиты» ситуация лучше – всего 26% не справились с заданиями, однако и этот результат является тревожным сигналом. – Решение провести аттестацию специалистов, занятых в нашей сфере, было принято на Всероссийском совещании лесопатологов, которое состоялось в декабре 2011 года, – сообщил заместитель директора ФБУ «Рослесозащита» Василий Тузов. – Зачем мы затеяли это тестирование? Предыдущие проверки, которые проводил в субъектах РФ и Рослесхоз, и другие контролирующие организации, выявляли достаточно большое количество ошибок в назначении оздоровительных мероприятий в лесу, прежде всего санитарных рубок. А причиной этих ошибок чаще всего был даже не какой-то злой умысел, а просто недостаточная квалификация сотрудников.
До начала тестирования был создан реестр специалистов-лесопатологов, в который вошли 1458 сотрудников региональных органов управления лесным хозяйством и 645 сотрудников ФБУ «Рослесозащита». Проверку знаний прошли 1217 специалистов из субъектов РФ и 525 специалистов ФБУ «Рослесозащита», то есть около 83% от общего числа работников, включённых в реестр, то есть выборка была весьма серьезная. В результате 53% работников, занятых в этой сфере в региональных структурах лесоуправления, не прошли испытаний. Между тем вопросы были достаточно элементарными для тех, кто владеет темой.
– В тесте было 30 вопросов по разным направлениям нашей деятельности, – объясняет Василий Тузов. – Например, где и когда зимует сибирский шелкопряд. Как с ним бороться в определенных условиях? Те, кто ответил на 25 и более вопросов за определенное количество времени, получили положительную оценку. Тем сотрудникам, которые ответили на 20-25 вопросов, мы рекомендовали заняться самообразованием. А тех, кто правильно ответил менее чем на 20 вопросов, нужно учить в обязательном порядке.
Наиболее сложными оказались вопросы по биологии и экологии вредителей и болезней леса, отраслевому законодательству и нормативным документам. Вопросы о принятии решений по назначению санитарно-оздоровительных мероприятий и локализации и ликвидации очагов вредных организмов также вызвали затруднения у многих специалистов. Это свидетельствует о низком базовом уровне знаний экспертов, осуществляющих лесопатологическое обследование, что приводит к ошибкам в назначении лесозащитных мероприятий и нарушению законодательства.
Лучшие результаты показали органы лесоуправления Ленинградской, Воронежской, Рязанской областей – там тестирование успешно прошли 84-95% лесопатологов. Лучшие среди филиалов ФБУ «Рослесозащита» – в Нижегородской области, Забайкальском и Красноярском краях – 94-100% тестируемых. Худшие показатели у Новгородской области (0%), Республики Адыгея (20%) и Кабардино-Балкарии (10%).
Результаты специалистов ФБУ «Рослесозащита» в целом выше, чем у специалистов регионального подчинения (процент прошедших тестирование 74% против 47%). Однако проверка показала, что и среди них многие нуждаются в повышении квалификации или профессиональной переподготовке.
«Мне очень обидно за своих коллег, значит, их надо лучше учить и строже с них спрашивать», – ответил на вопрос корреспондента «РЛВ» начальник отдела охраны, защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Владимир Никоноров. При этом он отметил, что такой низкий результат появился в результате тестирования, которое проводили работники регионального филиала «Рослесозащиты».
– Но в любом случае будем учитывать замечания «Российского центра защиты леса» в своей работе. По словам начальника отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Вадима Латышева, все лесопатологи региона имеют высшее профильное образование и постоянно по указанию руководства комитета занимаются повышением квалификации. «Лесопатолог – это же лесной доктор, а врачи должны иметь только специализированное образование», – объясняет он такой подход к уровню компетенции своих работников.
– Конечно, в идеале это должен быть профессионал, – соглашается заместитель директора ФБУ «Рослесозащита» Василий Тузов. – Но мы прежде всего смотрим на наличие знаний и опыта. В нашу отрасль приходят с разным образованием люди, и не всегда с профильным. Главное, чтобы человек мог легко переучиваться и достигать хорошего результата в нашей работе – ставить правильный диагноз.
На основании тестирования были подготовлены рекомендации для преподавателей ВИПКЛХ, которые занимаются переподготовкой специалистов, чтобы соответствующие коррективы были внесены в учебные программы. Также были разработаны рекомендации и для руководителей органов власти на местах, чтобы они правильно организовали кадровую политику в сфере лесозащиты.