"Невозможное" возможно
В воскресенье, 26 декабря 2004 года, на берега Таиланда (а также еще 13 стран) обрушилось мощное цунами; погибло около четверти миллиона человек. Испанской семье Белон (супругам Марии и Энрике, а также трем сыновьям — Лукасу, Симону и Томасу), проводившей рождественские каникулы на острове Пхукет, повезло: все пятеро остались живы. Через восемь лет после событий о злоключениях Марии, Энрике и детей сняли художественный фильм.
Первые минут десять-пятнадцать ленты «Невозможное» похожи на затянувшийся рекламный ролик тайской туриндустрии: зрителям показывают пляжи, пальмы, еду и прочие приятности. Мария (Наоми Уоттс) и Генри (так в фильме зовут мужа, которого играет Юэн Макгрегор) проводят время у бассейна. Потом всех смывает, супруги разлучаются, старший сын остается с матерью, двое младших — с отцом. И «Невозможное» превращается в рекламу выдержки и взаимовыручки.
Мария, у которой повреждены грудь и нога, с помощью сына уходит вглубь острова, где ее обнаруживают местные жители. По дороге она много кричит и стонет, обнимаясь с деревьями (не зря же Уоттс выдвинули за эту роль на «Оскар»). Местные жители доставляют мать и ребенка в госпиталь, где Марии становится все хуже, а врачи, заваленные работой, не могут уделить ей должного внимания. Чтобы как-то отвлечь сына, героиня отправляет его помогать другим.
Генри тем временем остается на побережье, поскольку надеется найти жену именно здесь. В какой-то момент он даже отправляет двух малышей в лагерь вместе с другими пострадавшими. Несмотря на некоторые странные поступки и решения и полученные травмы, в финале все воссоединяются и отправляются на лечение в Сингапур.
Кстати о травмах. Режиссер «Невозможного» — испанец Хуан Карлос Байона — ранее поставил всего одну полнометражную кинокартину, фильм ужасов «Приют». Для своего жанра лента была весьма сдержанной в выразительных средствах (а также довольно предсказуемой, особенно если вы видели «Других» или «Хребет дьявола»). Фильм о природном катаклизме дал Байоне возможность отыграться: различные телесные повреждения в «Невозможном» показывают крупно и в деталях.
При этом в итоге не очень понятно, к чему все это было затеяно. Два часа хронометража, рваная рана на груди, блюющая Уоттс — и все ради того, чтобы сообщить, что люди должны поддерживать друг друга в трудную минуту? Вопрос не надуманный: когда Байона сказал Марии Белон, что намеревается экранизировать ее историю, она в ответ спросила у него именно это, цитата: «А с чего вдруг?»
Режиссер, видимо, хотел снять ленту не о безысходности, а о надежде, поэтому и решил сфокусировать внимание на семье, сумевшей выжить. Но вот только надежду в подобных случаях по-настоящему дает не столько персональная выдержка, сколько системы оповещения о цунами, своевременная медицинская помощь и хорошая медстраховка, позволяющая пострадавшему улететь лечиться в Сингапур, а не остаться в каком-нибудь сельском госпитале.
Все это, разумеется, никак не отражается на качестве фильма. «Невозможное» — хорошо снятая лента, Уоттс и Макгрегор — неплохие актеры (дети немного неестественны, но это, возможно, проблема дубляжа). Тем не менее фильм Байоны похож на спекуляцию, причем даже не на чужом горе, а на счастье на фоне несчастья.
Впрочем, выжившим жертвам цунами фильм вроде как понравился. По их словам, Байона довольно аккуратно обращался с материалом и его работа довольно близка к произошедшему в действительности. Не очень понятно, правда, по какой причине у пострадавшего от стихийного бедствия человека может возникнуть желание освежить собственные воспоминания о цунами.