Об инфракрасной фотографии

Об инфракрасной фотографии


С недавних пор некоторые фотографы стали помещать на фотосайтах необычные фотографии пейзажей, будто сфотографированные не на нашей планете. Сначала черно-белые, с белоснежными кронами деревьев, белоснежной травой и облаками. Затем фотографии приобрели нереальные, неестественно-фантастические цвета. Мне понравился этот прием съемки пейзажей, и я стал интересоваться, как это делается.
Все фотокамеры предназначены для фотосъемки в видимом человеческим глазом спектре, лежащем между ультрафитолетовым и инфракрасным,с 380 нм до 750 нм
и поэтому в конструкции всех цифровых фотокамер для исключения влияния на цветовой рисунок фотографии инфракрасного спектра, перед матрицей устанавливают специальный фильтр, отсекающий ИК свет. Спектр за 750нм принято обозначать спектр как инфракрасный (ИК). Для фотосъемки интересен диапазон от 700 нм до 1000нм, потому что как видно из графика отражения света от различных поверхностей окружающих предметов, после 800нм кривые почти не меняют свои значения и получить заметных световых отличий, снимая в диапазоне выше 1200 нм почти невозможно 

После поиска статей, описывающих процедуру переделки зеркальной фотокамеры для съемок в ИК диапазоне, которая заключается в удалении фильтра с матрицы, я решил что эту работу лучше доверить специалисту по ремонту цифровых фотокамер, так как сам я опытом разборки и сборки цифровой камеры до рабочего состояния не владею. Фотографы, снимающие в ИК диапазоне,Георгий Розов, Мария Нетсунски, дали мне первые советы по инфракрасной фотосъемке (ИК) -  начать использовать для ИК фотосъемки фотокамеры Sony 717, Sony 828.
В этих моделях существует режим ночной фотосъемки Night Shot. Картинки и фото высшего качества у нас по любым темам доступно всем! В конструкции камер Сони в этом режиме над матрицей поднимается ИК фильтр и пропускает на нее свет от видимого до дальнего ИК. Для того чтобы отсечь видимый свет, на объектив одевают ИК фильтр.
В продаже выпускают светофильтры, пропускающие свет, начиная с 720 нм и далее. Фотографы, использующие ИК фильтры 720-790 нм,  чтобы отсечь как можно больше спектр в видимой области, поверх ИК фильтра дополнительно используют на объективе нейтральные 4- и даже 8-кратные фильтры, а также поляризационные фильтры. Я приобрел ИК фильтр MASSA 950 и сначала  тоже накручивал дополнительно нейтральный и поляризационный фильтры, но потом убедился, что 950 нм – это уже далеко от видимой части спектра, и практически нейтральный фильтр не играет никакой значимой роли. Поляризационный фильтр дает свой эффект на оттенках неба и воды, но очень незначительный, к тому же его почти невозможно  уловить визуально, чтобы делать на этот эффект ставку. Использование популярных фильтров Cokin не очень удобно потому что фильтры не плотно закрывают объектив и часто можно столкнуться с засветкой по краям кадра.
К сожалению фотокамеры Сони работают в режиме Night Shot лишь в положении AUTO и программном, и автоматически выставляют диафрагму 2-2,2,  выдержку 1/30-1/60. ИСО камера выставляет в зависимости от яркости объекта съемки.
Самое ценное в этих камерах то, что в видоискатель я вижу картинку, которая  у меня будет в итоге в кадре.  Некоторые фотографы переделывают зеркальные фотокамеры, убирая защитное стекло на матрице, но при этом фотокамерой уже невозможно фотографировать в обычном видимом свете, во-вторых, в видоискателе вообще ничего не видно – ни картинки, чтобы выбрать ракурс, ни параметров съемки. Поэтому если уж решать переделывать зеркальную фотокамеру для ИК съемки то лучше взять фотокамеру с функцией лайв вью, чтобы видеть и кадрировать кадр
Но это уже отдельный рассказ, и надеюсь, что тот, кто переделал свою зеркальную камеру, расскажет о тонкостях съемок в ИК спектре переделанной зеркальной фотокамерой.
Фотографии в ИК спектре сразу завораживают своей необычностью – уже через видоискатель мы видим совсем другой мир, чем он представляется нам в видимом спектре. И мир этот меняется у нас на глазах- в зависимости от солнечного света.
 Если нет солнца, то фото получаются серыми, малоконтрастными, шумными, но стоит выйти солнцу – и картина преображается. Небо с облаками начинает играть само по себе, буйная зелень превращается в заснеженный сад, трава и кусты тоже будто покрыты снегом, вода становится черным зеркалом, в котором контрастно отражаются берега, деревья, облака, и все это меняется, если легкие облака закрывают и снова открывают солнце – основной источник инфракрасной подсветки окружающего мира.
Фантазия фотографа и графический редактор уже могут подсказать, как раскрасить этот мир по-своему, в свои цвета; превратить окружающий нас ландшафт и природу в еще более нереальный, иной мир. Для раскрашивания черно-белых ИК фото я использую в графическом редакторе или вариации, или фотофильтр, создавая несколько слоев и выбирая нужный мне цвет для каждого слоя, затем по черной маске проявляю нужные участки белой кистью с разным диаметром, и разной степенью прозрачности. 
Несмотря на полностью открытую диафрагму, глубина резкости при ИК съемке поражает- резкими получаются все объекты, от самых близких до бесконечности. Но благодаря довольной длинной выдержке лучше использовать фотоштатив. Можно  совместить два кадра в одном, сняв пейзаж сначала в ИК свете, а затем удалив ИК фильтр чс объектива и переведя камеру в нормальный режим - в видимом свете, и наложив одно на другое  и по маске проявить одно из изображений в другом.
Конечно, некоторые фотографы говорят: раскрашивание ИК черно-белой фотографии – это уже не ИК фото, но… вспомните о дальтониках- они ведь видят цвета совсем по другому. А ночные животные –бабочки, млекопитающие , жуки- как видят мир они, в каких цветах, в каком спектре?
Так отчего бы не попытаться и фотографу раскрасить невидимый свет в свои цвета.