Эволюция колибри продолжается

Эволюция колибри продолжается

Об эволюции мы обычно говорим в прошедшем времени, тем самым как бы подразумевая, что всю свою работу она уже сделала и все нынешние живые организмы будут до конца времён пребывать в том состоянии, в котором мы их наблюдаем. Это, разумеется, не так, в чём нас ежегодно разубеждают вирус гриппа или лекарственно-устойчивые бактерии. Но что насчёт, скажем так, более крупных существ, птиц или зверей? Если говорить о нашем времени, как быстро они меняются в эволюционном смысле? Джимми Макгвайр (Jimmy A. McGuire) и его коллеги из Калифорнийского университета в Беркли (США) сообщают в журнале Current Biology о невероятной скорости, с которой меняются современные колибри. Эти птицы живут только в Новом Свете, и бóльшая часть видов сконцентрирована в Южной Америке. Чтобы понять эволюцию группы, зоологи проанализировали ДНК 284 видов, что стало самым масштабным исследованием колибри за всё время их изучения.


Оказалось, что те девять групп, по которым можно разделить современных колибри, образовались за последние 22 млн лет. Однако происхождение колибри самих по себе произошло гораздо раньше — 42 млн лет назад, причём откололись они от стрижей, и, что любопытно, произошло это на территории современной Евразии. Океан перелететь они не могли, так что, по-видимому, им пришлось перебираться в Америку через перешеек, который тогда существовал на месте современного Берингова пролива.


Только достигнув Анд, колибри включили адаптивную радиацию на полную мощность. То есть родственные группы пытались по-разному приспособиться к среде, и в результате выбор разных стратегий выживания привёл к появлению новых видов. В Андах, хотя эти горы занимают всего 7% площади всех Америк, живут 40% видов колибри. Многие из них появились в течение последних 10 млн лет, как раз в то время, когда Анды активно формировались. Вообще, маршруты расселения колибри довольно запутанны: например, около 5 млн лет назад некоторые группы колибри неоднократно проникали на Карибы, причём колибри-пчёлки пришли туда из Северной Америки, а с Карибских островов эти пчёлки перелетели в Южную. Южноамериканские Анды, на первый взгляд, худшее место для колибри: у этих птиц высочайший уровень метаболизма, а кислорода в горах не так уж много; кроме того, разрежённость воздуха тут не способствует полёту. И тем не менее колибри успешно штурмовали Анды на протяжении всей свой истории. По-видимому, бурная эволюция этих птичек случилась оттого, что для горных растений не нашлось насекомых-опылителей, и эта ниша оказалась свободной для птиц. Однако самое интересное заключается в том, что эволюция колибри продолжается, хотя и не так активно, как 10 млн лет назад. Анализируя ДНК, учёные пришли к выводу, что видообразование у колибри заметно превышает темпы вымирания и что пройдёт ещё несколько миллионов лет, прежде чем группа достигнет эволюционного равновесия со средой. Это значит, что, несмотря на колоссальную плотность видов (один географический район может вмещать более 25 видов колибри), ёмкость среды для этих птиц ещё не исчерпана. Притом что все они питаются нектаром и насекомыми, колибри ухитряются находить новые ниши.

 

То есть это, конечно, не то, что ежегодное появление нового вирусного штамма, но для весьма и весьма сложного организма совсем неплохо: никто не думал, что на Земле есть такие места, где была бы возможной подобная эволюционная вольница. По мнению авторов работы, тут всё дело в исключительном разнообразии экологических ниш, которые предоставляют колибри Андские горы. Однако скорости эволюции некоторых групп колибри довольно заметно разнятся: самые быстрые из них, упомянутые выше пчёлки, эволюционируют в 15 раз скорее, чем самые медленные. И, возможно, дело тут не только в «шведском столе» из экологических ниш, но и в половом отборе, понуждающем птиц искать новые варианты окраски, песен и брачных ритуалов, которые потом и ложатся в основу очередного вида.