Экспериментальные кластеры интенсивного лесопользования
В России будут созданы экспериментальные кластеры интенсивного лесопользования. Новый подход к развитию лесного комплекса озвучил министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской на заседании рабочей группы по вопросам перехода к интенсивной модели ведения лесного хозяйства в России. Возможности рационального использования лесных ресурсов страны в министерстве обсуждали в продолжение совещания, которое накануне в Архангельской области провел президент Владимир Путин.
Отечественному лесному комплексу требуется обновление, развитие и повышение экономической эффективности. Однако сырьевая база спелых лесных насаждений вокруг действующих лесоперерабатывающих предприятий уже истощена. Потому на повестке дня – поиск вариантов интенсивного развития.
– Чтобы не увеличивать площади рубок, как это происходило при экстенсивном лесопользовании, необходимы новые правила ведения лесного хозяйства, ухода и заготовки, – обозначил актуальную задачу на заседании рабочей группы Сергей Донской.
Для обсуждения конкретных шагов в Минприроды собрались не только представители государства, науки, но и бизнеса, поскольку повышать доходность лесного фонда, очевидно, возможно только на основе государственно-частного партнерства. Среди лесопромышленных предприятий России лидирующие позиции по объемам выпуска продукции и финансовой устойчивости сегодня занимает ОАО «Группа Илим».Только у нас лучшие Москитные сетки для всех желающих по оптимальной цене! Председатель Совета директоров компании Захар Смушкин предложение лесопромышленников по повышению интенсивности лесопользования обозначил ранее в ходе совещания в Архангельске. Напомнив о поручении Владимира Путина, данном после заседания Госсовета в Улан-Удэ, о введении интенсивного лесопользования и создании на арендованных площадях «целевых хозяйств», он высказал идею существенно сократить для них возраст рубок.
– Сегодня у нас возраст рубки – сто лет в среднем. Нам достаточно фактически 40 лет иметь возраст рубки – это резко увеличивает оборачиваемость в лесах, снижает затраты на инфраструктурное оформление, – сказал руководитель компании. Его поддержали и другие представители бизнеса: «Есть производственные мощности, есть лес, а юридически вырубка лесфонда невозможна».
На первый взгляд предложение лесопромышленников действительно даст возможность существенно увеличить добычу леса в короткие сроки. А кроме того, позволит избежать затрат на инфраструктуру, которая зачастую становится камнем преткновения. Взять на себя строительство подъездов к новым лесным участкам лесопромышленники практически не готовы. Однако, по мнению ученых, вариант с сокращением возраста рубок тоже не выход.
– Идея существенного сокращения возраста рубок идет не от государства, от лесопромышленников. Такие предложения не возникли бы, если бы в стране были в достаточной степени развиты нормальные отношения между государством и бизнесом в области строительства инфраструктуры лесного хозяйства, в частности, дорог. Данный шаг может объясняться только желанием бизнеса остаться на арендованном участке, продолжать эксплуатировать его, а не осваивать новый, – прокомментировал «Российским лесным вестям» инициативу бизнеса профессор Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета Владимир Петров.
По мнению эксперта, многие бизнесмены прикрывают предложение снизить возраст рубок идеей повышения интенсивности лесопользования. Но от такого упрощенного подхода, считает он, необходимо воздерживаться.
– Интенсивное лесное хозяйство измеряется не количеством изъятых деревьев или биомассы, а качеством оставленного на корню древостоя. Потому оно включает две стороны. Первая – это, конечно, увеличение объема снимаемой древесины с 1 гектара лесного участка. Но вот о второй стороне предпочитают умолчать, так как она затратная и предполагает более качественное проведение работ по уходу за лесом: удобрение почв, обрезку сучьев, удаление сухостоя и так далее. Так что если говорить об интенсивном лесопользовании, то надо учитывать и лесопромышленную, и лесохозяйственную составляющую, – подчеркнул эксперт.
Предложение Минприроды призвано объединить решение обеих задач. Ключевой момент плана, озвученного главой ведомства, – организация особых зон, кластеров. Заготовка леса будет вестись рядом с предприятиями по глубокой переработке древесины, чтобы сократить расходы на создание инфраструктуры. А вот проблему сырья предполагается решать за счет интенсивного воспроизводства наиболее востребованных лесных пород на данных участках. То есть должен быть обеспечен надлежащий уход за лесом и своевременное высаживание новых деревьев вместо вырубленных. Для этого потребуется на законодательном уровне изменить параметры ухода за лесами в различных районах и актуализировать возраст рубки.
Таким образом, комплексный подход как раз даст возможность решить сразу несколько задач: повысить доходность в лесной отрасли, в том числе за счет получения большего объема требуемой древесины с единицы площади, и поддержать леса высокой природоохранной ценности. Пока, как отметил Сергей Донской, предполагается создать «пилотные» лесные хозяйства. Однако в будущем этот опыт может быть распространен на многие регионы.
– Лесные кластеры должны стать точками роста отрасли, а также будут способствовать развитию специальных территорий в зонах целевого лесного хозяйства. В целом это повысит эффективность отечественного лесного комплекса и обеспечит рост его инвестиционной привлекательности, – отметил министр.
По мнению Владимира Петрова, комплексное решение позволит совместить интересы государства и бизнеса.
– Создание лесных кластеров – современный эффективный подход. Суть его заключается в том, чтобы придать развитию отрасли лесоводственно-региональный характер и учитывать экономические, экологические и социальные условия.