Где работать мне тогда, чем мне заниматься?
Помните метания героя одного из стихотворений Маяковского: «У меня растут года … где работать мне тогда, чем заниматься»? Все профессии, конечно, хороши, особенно когда есть широкая сеть специализированных учебных заведений, где преподают азы мастерства. Но вот интересная деталь – на агента по недвижимости в России не учит ни один институт, однако количество риэлторов неуклонно растет.
«СП» решила выяснить, какими путями люди приходят в эту сферу бизнеса и каких специалистов в других отраслях экономики лишается страна в результате подобной рокировки. С этой целью спикерам крупных компаний Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья был задан ряд соответствующих вопросов. Результаты получились довольно интересными.
От ракетостроения и моделирования – к продажам
Например, Елена Лашаева, генеральный директор санкт-петербургского АН «АРИН» в детстве мечтала стать конструктором-модельером. «Это наследственное, – говорит она. – У меня дедушка был ведущим застройщиком в ателье писателей Ленинграда. Мама повторила его путь, и для меня выбора не было». Елена пошла по фамильной стезе и стала профессиональным модельером. В общей сложности этому делу она отдала 21 год жизни. Как выбрать вакуумный пресс для изготовления фасадов МДФ в пленке ПВХ? Более подробно здесь.
– Я трудилась, в основном, в иностранных компаниях. И меня, откровенно говоря, утомил их иностранный менталитет. Несколько лет назад мне поступало предложение стать риэлтором, но я его не приняла. Потом вновь позвонили из рекрутинговой компании. Несмотря на то, что работу не искала, их рассказ об агентстве меня заинтересовал. Когда же я лично пообщалась с работодателем, то захотела с ним работать. Теперь отдыхаю душой и занимаюсь любимым делом. А вот Михаил Куликов, директор департамента вторичного рынка жилья компании «ИНКОМ-Недвижимость» в детстве, как и многие мальчишки, в мечтах представлял себя в какой-нибудь героической профессии: космонавтом, летчиком. Но детские мечты очень часто меняются в зависимости от различных обстоятельств, и уже в сознательной юности он видел себя инженером-конструктором, причем желательно космических ракет. Собственно, им Михаил и стал, осуществив юношескую мечту. - В профессию риэлтора я попал совершенно случайно. К моменту, когда настали времена перестройки, я уже 7 лет работал в научно-исследовательском институте, занимался прикладной механикой. Этот период, начало 90-х годов, сопровождался коллапсом во всех отраслях, в том числе и в оборонной промышленности. Тогда все стали задумываться о новой профессии. Как-то я случайно встретил школьного приятеля, который предложил мне пойти работать на биржу. Слово «биржа» было тогда очень притягательным, и я согласился, даже не спросив, на какую. Через какое-то время он мне позвонил и сообщил, что нужно выходить на работу, на биржу недвижимости. Светлана Марочкина, аттестованный специалист Гильдии риэлторов Московской области, заместитель директора ООО «Кредит-Центр недвижимость» (г. Раменское) в детстве много лепила, рисовала, шила для своих кукол разную одежду. Все родные и друзья семьи говорили, что она непременно станет модельером. В юношеском возрасте увлекалась химией, астрономией и геометрией. И тогда все были уверены, что ей прямая дорога в точные науки.
– А я так и не смогла определиться, чего же хочу. Поэтому решила стать продавцом. Продавцом непродовольственных товаров (такая специальность когда-то была довольно популярной). С тех самых пор я и тружусь продавцом. Правда, с небольшими вариациями: между делом поработала диспетчером, транспортной рабочей, учеником штукатура, нянечкой в детском саду, лаборантом, техником технологом. В конечном итоге я поднялась на самую высокую ступень профессии. Стала продавцом коммерческой недвижимости. Профессиональный путь Татьяны Саксонцевой, управляющего партнера «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости», начинался практически так же. Она окончила в 1983 году Институт советской торговли, затем получила второе высшее образование в Московском юридическом институте при Минюсте.
– В моем детстве профессии риэлтор не существовало, да и в юности тоже. Поэтому никто таким специалистом стать, конечно, не мечтал. За всю свою жизнь я работала только в двух компаниях. Первая – «Диетторг», городская система продажи продовольственных товаров, ей я отдала 20 лет. В 1998 году пришла в «МИЭЛЬ», где прошла путь от агента до гендиректора офиса «В Черемушках» и управляющего партнера. Ведущий эксперт департамента городской недвижимости компании «НДВ-Недвижимости»Оливия Засева, как и многие девочки, мечтала о творческих профессиях. Но в юности решила, что ее деятельность будет связана либо с юриспруденцией, либо экономикой. Поскольку не могла определиться с выбором между этими направлениями, то пошла учиться по смешанной специальности, «юрист-экономист».
- В эту профессию я пришла не сразу. Раньше работала в суде, и деятельность была связана только с бумагами. В какой-то момент поняла, что профессия риэлтора для меня намного интереснее в силу ее разнородности. Счастливый билет с ощутимыми недостатками Примечательно, что никто из опрошенных специалистов не согласился бы начать свой трудовой путь заново в другой профессии. Все они считают, что вытянули в жизни счастливый билет. «До того, как стать риэлтором, я был замкнутым косноязычным человеком, не мог эффективно коммуницировать с людьми, – говорит Михаил Куликов. – Предыдущая работа, связанная с чертежами и расчетами, не предполагала активного общения. В новой профессии мне приходилось много и часто общаться, убеждать, оказывать влияние, нейтрализовывать негативные эмоции». «Здесь приходится быть и математиком, и психологом, и дизайнером», – добавляет Татьяна Саксонцева. По единодушному мнению экспертов, риэлторская деятельность развивает коммуникативные навыки и помогает в повседневной жизни не только слушать, но и слышать людей. Но есть у этой медали и обратная сторона. Михаил Куликов, например, считает ощутимым негативным фактором усталость от слишком активного общения с людьми. Более пространно на эту тему высказалась Татьяна Саксонцева: - Основной недостаток профессии заключается в том, что люди, не зная нашей специфики изнутри, неверно ее оценивают и поэтому испытывают к ней негативное отношение, полагая, что среди риэлторов много нечестных людей. Но ведь в любой профессии есть разные представители! Взять, например, врачей. Ни для кого не секрет, что среди них есть и недоучки, и мздоимцы. Но есть и врачи, которым бесконечно благодарны тысячи пациентов за их профессионализм и человеческое отношение, и к которым люди мечтают попасть. Так и в нашем деле есть разные представители. Елена Лашаева, соглашаясь с ней, добавляет: отсутствие обязательной сертификации деятельности вредит профессии. Это позволяет приходить в нее всем и каждому, независимо от пола, возраста и умственных способностей. Кстати, тем, кто захочет попробовать себя в ней, специалисты дают ряд дельных советов. Во-первых, Татьяна Саксонцева рекомендует очень тщательно (и не один раз) подумать и понять: а справится ли человек со сложностями, выдержит ли столь бурный темп работы и достаточно ли у него упорства и трудолюбия, чтобы потом не разочароваться в своем выборе. Во-вторых, Оливия Засева желает безоглядной веры в себя и в свои способности. И, в-третьих, Михаил Куликов советует ничего не бояться и, главное, знать, что все зависит от нас самих и ничего – от внешних обстоятельств. Любые трудности можно преодолеть, нужно только знать свою конечную цель и желать ее добиться.