Перерождение: из зоны бедствия в туристический объект
До нашумевшего цунами 2011 года пляж в японском г. Рикузентаката и окружающие его роскошные сосновые леса являлись популярным местом отдыха. Сейчас спустя несколько лет после трагедии люди стали вновь проявлять интерес к этому месту, но уже как к представителю «тёмного туризма». Данный термин сравнительно недавно пришел в индустрию отдыха и ассоциируется с пострадавшим от природных или других катаклизмов объектом. Именно печальная история и привлекает путешественников.
Туристы выбирают Рикузентакату в качестве экскурсионного маршрута, потому что прочувствовать, что есть разрушения после землетрясения магнитудой 9,0 и цунами, во время которого погибло более 18 тыс. японцев, можно лишь посетив город. Нужно самостоятельно увидеть, в каком состоянии находится тот сосновый лес, ранее состоящий из 70 тысяч деревьев и более 300 лет защищавший город от морских ветров. Кстати, из всего этого древнего леса уцелела лишь одна сосна, и теперь её обязательно показывают туристам как своеобразный памятник трагедии.
Если в Японии «темный туризм» пока оправдывают тем, что он помогает предотвратить забвение, то в местах, пострадавших от урагана Катрина в США ситуация диаметрально противоположная. Жители Нового Орлеана настолько устали от толп туристов, желающих запечатлеть последствия катаклизма и выведать как можно больше ужасающих подробностей, что приняли указ о запрете въезда на территорию города туристических автобусов, интересующихся Катриной. На одной из улиц города даже висит знак, на котором написано «Турист – постыдись. Проезжай, не останавливайся. Ты платишь, чтоб посмотреть на мою боль. Здесь погибло 1600 человек».
Теперь в Новом Орлеане приветствуют только тех туристов, которые желают увидеть позитивные стороны городской жизни. С назойливыми автобусами здесь практически удалось справиться, а вот с туристами-одиночками пока нет. И тур «Катрина» по-прежнему можно заказать в двух из 30-ти городских турфирм, он до сих пор достаточно популярен и хорошо окупается.
Специалисты из Университета Отаго в Новой Зеландии посвятили целое исследование феномену «темного туризма». Свои опросы они проводили среди жителей г. Кристчерч, лишившегося 185 человек во время землетрясения в феврале 2011 года. Город до сих пор посещают туристические группы, не желающие уезжать без памятного снимка на фоне разрушенного символа Кристчерча – англиканского собора. По результатам исследования, местные жители принимают данный феномен как что-то неизбежное, ведь человеческое любопытство и желание визуального подтверждения неиссякаемы.
Тем те менее, большинство новозеландцев из Кристчерча высказались за введение жесткого контроля над подобными турами, чтобы они не переходили этические рамки и не препятствовали заживлению психологических травм пострадавших. Никто не высказался против посещения разрушенного бизнес-района города, но массовые протесты вызывало появление в туристическом маршруте пригородов, где люди до сих пор пытаются отстроить свои разрушенные жилища. Особое негодование вызывают вопросы типа «А сколько здесь погибло человек?».
Если рассматривать «тёмный туризм» лишь с практической точки зрения, то он действительно приносит немалый доход разрушенным городам, которые так нуждаются в дополнительном источнике финансирования для скорейшего возвращения в нормальное жизненное русло. В этом признаются и сами резиденты эпицентров катастроф, занимающиеся мелким бизнесом.