Обнаружение останков детеныша шерстистого носорога
Якутские ученые сообщили об обнаружении уникальных останков детеныша шерстистого носорога. Ценный артефакт был найден в Абыйском улусе двумя охотниками и на безвозмездной основе передан в отдел по изучению мамонтовой фауны Академии наук Якутии. Презентация находки состоялась 25 февраля.
По предварительным оценкам якутских палеонтологов, найденный детеныш носорога, которого назвали Сашей, имеет хорошую сохранность мягких тканей и практически целый череп. Это дает основание надеяться на то, что находка позволит ответить на многие вопросы, касающиеся морфологии и онтогенеза этих животных, сообщает местный информационный портал "ЯСИА", публикуя ФОТО.
Тушу детеныша обнаружил в районе реки Семюлях в сентябре 2014 года частный предприниматель - охотник из Абыйского улуса Александр Бандеров. Вместе с коллегой Семеном Ивановым он сначала принял вытаявшего носорога за останки оленя. По словам охотников, туша была наполовину объедена, но та часть, которая находилась в наледи, хорошо сохранилась. То, что это носорог, они смогли определить по рогам на верхней челюсти. О своей находке охотники сразу сообщили в отдел мамонтовой фауны Академии наук Якутии.
Шерстистый носорог является вымершим млекопитающим семейства носороговых отряда непарнокопытных. Обитал на обширных открытых пространствах Европы и Азии в плейстоцене и раннем голоцене, окончательно исчезнув 9-14 тысяч лет назад. Значительная часть периода существования этого животного пришлась на время последнего в истории Земли оледенения. Шерстистый носорог был типичным представителем так называемой мамонтовой фауны, так называемой большой плейстоценовой пятерки, в которую также входят мамонт, древняя лошадь, пещерный лев и бизон.
Как напоминает агентство "ЯСИА", в Якутии шерстистых носорогов находили трижды. В XVIII и XIX веках туши были обнаружены в Верхоянском и Чурапчинском улусах, в обоих случаях они были мумифицированы, а значит, непригодны для исследований. Поэтому до сих пор единственным экземпляром, подходящим для ученых, оставался найденный в 2007 году колымский носорог. Нынешняя находка - второй носорог, который найден в замороженном виде. Но, в отличие от колымского, абыйский носорог – детеныш, и это делает его по-настоящему уникальным, ведь до сих пор даже находки черепов детенышей шерстистых носорогов были крайне редкими.
Саша - такое имя дали носорогу в честь охотника, который нашел останки, - останется в Академии наук Якутии. По словам руководителя отдела по изучению мамонтовой фауны Альберта Протопопова, большая часть научных исследований будет проводиться в республике. Только для определения возраста останки отправят за рубеж, но даже в этом случае вывозить их целиком не потребуется. "Думаю, что первые результаты мы сможем получить уже через полгода. До этих пор мы можем говорить только о физиологическом возрасте носорога - он составляет примерно 1,5 года", - сказал он.
Несмотря на то что ученые не склонны давать поспешные прогнозы, они не скрывают, что возлагают на носорога Сашу большие надежды. В частности, они рассчитывают, что он поможет ответить на вопросы о том, как развивались шерстистые носороги, какова была их морфология и кто из ныне живущих животных является их ближайшим родственником.
Палеонтологи: находки, подобные носорогу Саше, - великая удача
Уникальный детеныш шерстистого носорога, найденный абыйским предпринимателем, - это пример сотрудничества ученых и населения Якутии, считает руководитель отдела мамонтовой фауны Академии наук Якутии Альберт Протопопов. По его словам, такие находки - это дело случая и великой удачи.
"Насколько я знаю, ни одна известная находка не была обнаружена в ходе специально запланированных научных исследований - это дело великой удачи. И даже если кому-то посчастливилось найти ценный экспонат, люди не всегда идут нам навстречу и безвозмездно передают их для научных исследований. Обычно за них просят большие деньги, а чаще всего такие находки просто выбрасывают. Иногда люди не понимают их ценности, иногда - не хотят возиться", - сказал он во время презентации носорога в Академии наук Якутии.
Тем не менее в последние годы наметилась положительная тенденция, которая проявляется в том, что все чаще местные жители стали сообщать о найденных артефактах ученым. "В последние годы я не слышал, чтобы мы какую-то находку потеряли. Хотя еще лет 10 назад мы только постфактум узнавали о том, что кто-то что-то где-то находил. Сейчас нам звонят, говорят, мы стараемся договариваться, сотрудничать", - отметил Протопопов.