Проект «99 жизней»
Американские ученые решили восстановить справедливость и дать кошкам достойное место в генетических исследованиях, где на сегодняшний день господствуют собаки и крысы. Для этого в Калифорнии стартовал проект «99 жизней», в рамках которого планируется секвенировать геномы 99 домашних кошек. Биологи надеются найти общие мутации, определяющие развитие болезней у кошек и человека, сообщает The Guardian. По словам авторов проекта, истоки этой несправедливости уходят в начало 2000-х годов, когда после успешной расшифровки геномов человека, мыши и крысы специальная комиссия Национального института здоровья решала, кто будет следующим в списке. Следующими стали собаки: и дело не только в лобби собаководов, но и в том, что породы «лучших друзей человека» относительно хорошо изучены, а генетическая вариативность в рамках отдельных пород невелика — поэтому гораздо легче выявлять гены различных болезней. Наконец, энтузиазм собаководов, ветеринаров и руководителей клубов помог генетикам открывать новые генетически детерминированные болезни у собак буквально каждый месяц. Однако к 2014 году руки дошли и до кошек: первый полностью секвенированный геном абиссинки по кличке Синнамон был представлен в ноябре в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Теперь же Лесли Лайонс (Leslie Lyons) планирует расширить базу для генетических исследований кошек. Любой владелец животного может участвовать в проекте, послав ученым образец крови (или тканей) своего питомца. На секвенирование одного генома требуется 7500 долларов — и эти деньги ученые собирают у частных лиц, заводчиков и производителей кошачьего корма. Пока удалось собрать средства на 56 кошек. Научную ценность проекта объясняют тем, что многие болезни люди делят именно с кошками. Например, в 2004 году Лайонс выяснила, что мутации, вызывающие поликистоз почек (который приводит к почечной недостаточности), у обоих видов локализуются в одном и том же гене. Диабет второго типа, астма, прогрессирующая атрофия сетчатки у кошачьих также очень похожи на заболевания человека. Наконец, стоит упомянуть и ВИК (вирус иммунодефицита кошек), симптомы которого сходны с ВИЧ (вирусом иммунодефицита человека). Не менее важным ученые считают поставить генетику на службу самим кошкам. Открытие Лайонс 2004 года резко сократило заболеваемость поликистозом почек среди персидских кошек: из популяции производителей изъяли особей с опасными мутациями. «Я очень хотела бы победить все генетические заболевания у породистых кошек», — заявила генетик.
Американские ученые решили восстановить справедливость и дать кошкам достойное место в генетических исследованиях, где на сегодняшний день господствуют собаки и крысы. Для этого в Калифорнии стартовал проект «99 жизней», в рамках которого планируется секвенировать геномы 99 домашних кошек. Биологи надеются найти общие мутации, определяющие развитие болезней у кошек и человека, сообщает The Guardian.
По словам авторов проекта, истоки этой несправедливости уходят в начало 2000-х годов, когда после успешной расшифровки геномов человека, мыши и крысы специальная комиссия Национального института здоровья решала, кто будет следующим в списке. Следующими стали собаки: и дело не только в лобби собаководов, но и в том, что породы «лучших друзей человека» относительно хорошо изучены, а генетическая вариативность в рамках отдельных пород невелика — поэтому гораздо легче выявлять гены различных болезней. Наконец, энтузиазм собаководов, ветеринаров и руководителей клубов помог генетикам открывать новые генетически детерминированные болезни у собак буквально каждый месяц.
Однако к 2014 году руки дошли и до кошек: первый полностью секвенированный геном абиссинки по кличке Синнамон был представлен в ноябре в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Теперь же Лесли Лайонс (Leslie Lyons) планирует расширить базу для генетических исследований кошек. Любой владелец животного может участвовать в проекте, послав ученым образец крови (или тканей) своего питомца. На секвенирование одного генома требуется 7500 долларов — и эти деньги ученые собирают у частных лиц, заводчиков и производителей кошачьего корма. Пока удалось собрать средства на 56 кошек.
Научную ценность проекта объясняют тем, что многие болезни люди делят именно с кошками. Например, в 2004 году Лайонс выяснила, что мутации, вызывающие поликистоз почек (который приводит к почечной недостаточности), у обоих видов локализуются в одном и том же гене. Диабет второго типа, астма, прогрессирующая атрофия сетчатки у кошачьих также очень похожи на заболевания человека. Наконец, стоит упомянуть и ВИК (вирус иммунодефицита кошек), симптомы которого сходны с ВИЧ (вирусом иммунодефицита человека).
Не менее важным ученые считают поставить генетику на службу самим кошкам. Открытие Лайонс 2004 года резко сократило заболеваемость поликистозом почек среди персидских кошек: из популяции производителей изъяли особей с опасными мутациями. «Я очень хотела бы победить все генетические заболевания у породистых кошек», — заявила генетик.