Вороны умеют видеть аналогичные свойства
Вороны умеют видеть аналогичные свойства даже у непохожих друг на друга объектов. Причём птицы умеют делать это даже без предварительной тренировки.
Врановые пользуются неизменной популярностью среди зоопсихологов и вообще среди всех, кто хоть как-то причастен к исследованиям когнитивных способностей животных и эволюции интеллекта. И то сказать, эти птицы могут использовать орудия труда, способны запоминать внешность и голоса людей (а также птиц других видов), а социальная структура и общение у них отличаются большой сложностью. При том нельзя сказать, что мы знаем уже всё про интеллект врановых – они продолжают нас удивлять и берут новые когнитивные высоты, в подтверждение чему можно привести статью Анны Смирновой, Зои Зориной и Татьяны Обозовой из МГУ, которую они вместе с Эдвардом Вассерманом (Edward Wasserman) из Университета Айовы (США) опубликовали в Current Biology. Группа Зориной уже давно изучает когнитивные способности врановых, и в недавней статье, посвящённой птичьему интеллекту, мы уже упоминали о некоторых их результатах.
Известно, что многие врановые, и серые вороны в том числе, могут различать предметы по цвету, форме и количеству. Первая часть эксперимента как раз состояла в том, что двух серых ворон в возрасте не старше двух лет учили сравнивать объекты по таким признакам. В клетке, где сидела ворона, появлялся поднос с тремя чашками, накрытыми карточками с геометрическими узорами. Средняя карточка была контрольной, с ней нужно было сличить две остальные и понять, какая похожа на среднюю, а какая нет. То есть если на контрольной карточке были нарисован два синих квадрата, то из двух оставшихся нужно было выбрать такой же рисунок. Если ворона выбирала правильно, она находила в чашке двух червей.
Когда птицы поняли, как выбирать объекты по сходству, эксперимент усложнили. На этот раз им нужно было выбирать не по полному сходству, но по аналогии. Например, если карточка-образец была с двумя одинаковыми квадратами, то воронам нужно было выбрать карточку с двумя одинаковыми кругами. Альтернатива – карточка с двумя разными по размеру кругами – была неверной. То есть тут нужно было вычленить признак (одинаковость размера) и аналогично применить его к другим геометрическим фигурам. Короткое видео из эксперимента можно посмотреть здесь.
Провести аналогию для ворон не составило труда. Более того, даже без специальной тренировки птицы оказались способны проводить параллели между разными предметами. То есть им не нужна была подготовительная стадия, во время которой их учили понимать точное соответствие между объектами. Вообще говоря, понимание аналогии раньше считалось свойственным только человеку и высшим приматам. Однако сейчас накопилось уже столько сведений про сообразительность ворон, что, наверно, не стоит удивляться даже их спонтанным «аналогическим умозаключениям». И кто знает, может, когда такой эксперимент повторят с другими видами врановых и с другими видами пернатых, то окажется, что понимание аналогий вообще самое обычное дело среди животных – по крайней мере, среди птиц.