Израильские власти пытаются предотвратить катастрофу
Израильские власти пытаются предотвратить экологическую катастрофу после масштабной утечки нефти из трубопровода "Эйлат-Ашкелон".
Авария произошла 3 декабря примерно в 20 километрах севернее курортного города Эйлат.
По данным министерства экологии Израиля, в результате аварии из нефтепровода вылилось свыше пяти миллионов литров сырой нефти.
Ситуацию называют критической – в случае осадков, которые синоптики предсказывают уже в ближайшие дни, под угрозой может оказаться залив Акаба на севере Красного моря.
Масштабная катастрофа
В прошлую среду жители нескольких поселков на юге Израиля обратились с жалобами на сильный запах нефти. Его причину установили довольно быстро.
Огромный поток нефти за короткое время в буквальном смысле затопил большие участки на шоссе №90, ведущего от Мертвого моря к Эйлату.
На место были направлены спасательные службы и специалисты компании, отвечающие за эксплуатацию нефтепровода. Однако добраться до места, где предположительно произошла утечка, у специалистов получилось не сразу.
Работы продолжались всю ночь. Лишь к утру четверга стали понятны истинные масштабы аварии. Фотосъемка с воздуха показала, что нефтяное пятно вытянулось на шесть километров в длину. Под угрозой оказался уникальный археологический парк "Аврона".
"С такой аварией мы в прошлом ни разу не сталкивались", – говорит Гай Семет, глава отдела Южного округа в министерстве экологии.
Почти неделю Гай и сотрудники его ведомства не покидают место аварии. Спасательные работы ведутся 24 часа в сутки. Десятки экскаваторов и самосвалов вывозят пострадавшую почву.
За шесть дней работ было собрано свыше 16 тысяч тонн земли. Спасательная операция обойдется в несколько миллионов долларов.
Предотвратить катастрофу
При этом, по словам представителей министерства экологии, главное на данный момент – предотвратить попадание нефти в подземные воды, которые попадают в залив Акаба.
Времени осталось совсем немного. Уже в среду синоптики предсказывают сильные дожди на юге Израиля.
Во вторник премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, который параллельно руководит и министерством экологии, посетил место аварии.
После отставки в начале ноября министра Амира Переца Нетаньяху решил оставить этот портфель у себя до следующих парламентских выборов 17 марта.
Премьер долгое время не комментировал ситуацию на юге страны, за что его критиковали в израильской прессе.
Досталось от журналистов и генеральному директору министерства экологии Израиля Давиду Лефлеру, который, несмотря на аварию, отправился на международный форум по изменению климата, проходящий в эти дни в Перу.
Стратегический объект и иранский след
"Этой аварии можно было избежать, если бы вовремя удалось изменить соответствующие законы, - говорит депутат кнессета от партии ХАДАШ (Демократический фронт за мир и равенство) Дов Ханин. – Ни для кого не секрет, что объект, построенный еще в начале 50-х годов прошлого века, не может работать по столь устаревшим правилам эксплуатации".
Объект под названием "Эйлат-Ашкелон" (Trans-Israel pipeline) действительно нельзя назвать новым. Идея построить нефтепровод между Красным и Средиземным морями родилась еще на заре независимости государства Израиль.
Тогдашнее руководство считало, что ни в коем случае нельзя полагаться на Суэцкий канал как главное средство для прохода крупных нефтяных танкеров.
Окончательное решение о строительстве было принято после Суэцкой войны в 1956 году.
Протяженность нефтепровода составляет 254 км. Диаметр трубы – 106 см. Максимальная мощность – 80 миллионов тонн нефти в год в обе стороны.
В Израиле трубопровод считается стратегическим объектом. В 1968 году парламент страны даже принял специальный закон, полностью освобождающий от налогов компанию-оператора.
Интерес к нефтепроводу проявляли и многие иностранные инвесторы. Однако израильтяне сделали ставку на Тегеран. В конце 1960-х между Израилем и Ираном было подписано соглашение, регулирующее поставки иранской нефти и долевое участие в работе нефтепровода.
Дабы избежать гнева большинства арабских стран, иранская компания была зарегистрирована в Швейцарии. Впрочем, ирано-израильское экономическое сотрудничество продолжалось менее десяти лет.
В 1978 году после революции в Иране отношения между странами были прерваны. В Израиле посчитали, что в сложившейся обстановке ни о каком сотрудничестве не может быть и речи, и нефтепровод был передан израильским компаниям.
Ситуацию не изменили даже судебные иски, которые иранская сторона подала в международные суды уже в середине 1980-х годов. Часть исков была удовлетворена.
Отступать некуда
"Нам остается надеяться только на чудо, ведь всё, что мы могли, - мы сделали", - говорит Гай Семет.
В министерстве экологии говорят исключительно о мерах по ликвидации аварии. Истинные причины случившегося придется выяснять уже другим ведомствам.
Пока же в районе Эйлата уже готовы специальные дамбы, которые должны предотвратить попадание нефти в залив.
Специалисты предупреждают, что если нефть всё же попадет в море, то уникальной подводной флоре Красного моря - прежде всего, знаменитым кораллам - будет нанесен непоправимый ущерб.
Опасения высказывают и жители Эйлата, которые считают, что правительство делает недостаточно для ликвидации настоящей экологической катастрофы.
А одна из жительниц города даже подала иск в суд, требуя от государства компенсацию в размере 380 миллионов шекелей (около 100 миллионов долларов). По ее мнению, иск должен быть признан коллективным, а в случае успеха, государство обязано возместить ущерб всем 42 тысячам жителей этого южного израильского курорта.