Эксперты Гринпис приехали на Чукотку
Эксперты Гринпис впервые за много лет приехали на Чукотку. Нас привело сюда стремление разобраться – как коренные жители относятся к планам нефтяного освоения Чукотского и Восточно-Сибирского морей. Дни, которые мы провели в городе Анадырь, были заполнены многочисленными встречами с общественными организациями, администрацией округа, природоохранными ведомствами и журналистами.
Нам удалось встретиться с общественными организациями - «Ассоциацией зверобоев традиционной охоты», «Чычеткинвэтгав» («Родное слово»), «Инуитским Приполярным Советом Чукотка», Союзом оленеводов Чукотки, Фондом социального развития «Купол», Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки. Кроме того, мы организовали телеконференцию с морскими охотниками – жителями прибрежных сёл Чукотки. Гринпис познакомился с представителями администрации округа, в частности, Департамента по природопользованию и Росприродназора.
Мы узнали, что коренное население Чукотки обеспокоено геологической разведкой, которую ведет компания «Роснефть» в северной части Чукотского моря. Особенно тревожатся жители прибрежных районов, которые живут охотой на морского зверя.
«Роснефть» выполнила формальные процедуры: предоставила информацию о планах проведения работ в морях, ответила на вопросы населения. В декабре 2013 года и ноябре 2014 года компания представила стендовые доклады о проекте разведки углеводородов в Анадыре. В марте состоялась встреча населения с администрацией и компанией, также в столице региона.
То есть реальная встреча с населением, на которой можно было обсудить волнующие людей вопросы, была всего одна. У представителей коренных малочисленных народов было много вопросов. Их беспокоят возможные последствия сейсморазведки для популяций моржа, белого медведя, серого кита, ее воздействие на окружающую среду в целом.
Но на слушаниях не было экспертов, которые могли доступно и понятно ответить на эти вопросы. Общение было скорее односторонним. Кроме того, участники слушаний не могли реально повлиять на решения компании, принятые задолго до этой встречи.
К тому же город Анадырь расположен в 400-500 километрах от прибрежных сёл, где живет коренное население, зависящее от морских промыслов. Многие из них не могли ни приехать на встречу с компанией, ни узнать подробности сейсморазведки, планируемой в непосредственной близости от их домов и земель.
У коренных жителей Чукотки есть все основания настороженно относиться к углеводородным проектам. Недостаток информации о планах компании, формальность общественных слушаний, игнорирование их интересов и мнений у многих вызывает возмущение.
Интересно, что представители администрации округа на встречах с нами говорили о том, что детально разбирать экологические последствия нефтяного бурения пока нет смысла. Потому, что запасы нефти на прибрежных участках еще не подтверждены, и до того, как начнется добыча, пройдет еще много лет.
Но влияние самой сейсморазведки, которая уже идет, на морскую фауну и промыслового зверя пока исследовано недостаточно. А когда за разведкой последует добыча, говорить о еще более серьезных угрозах будет поздно.
Следует понимать, что природные условия Восточно-Сибирского моря гораздо сложнее, чем даже Баренцева. Опыта работы в столь экстремальных условиях нет ни у одной компании в мире. Вполне возможно, что работы кажутся настолько затратными, что потеряют всякий смысл. Чукотская нефть, по словам одного из представителей коренных народов, может оказаться «дороже денег».
То, что «Роснефть» будет со всей ответственностью относиться к местной природе, уже вызывает сомнения.
В сентябре-ноябре этого года суда компании неоднократно заходили в охранную и буферную акваторию заповедника Остров Врангеля. Гринпис зафиксировал эти случаи с помощью данных системы идентификации судов (АИС).
Остров Врангеля – один из десяти российских объектов всемирного природного наследия и находится под патронажем ЮНЕСКО: любая промышленная деятельность в заповеднике запрещена российским и международным законодательством.
Для коренного населения Чукотки он имеет особое значение. По словам морских охотников, это – «ковчег животного мира», населяющего Чукотку. Общественные организации также встревожены начавшимся военным строительством на территории государственного заповедника.
На суровом побережье Арктики, в отдалённых сёлах и в городе эти люди стремятся сохранить свой родной язык, культуру и традиции. Им приходится быть очень внимательными – промышленное освоение их земель набирает темп, и оно может принести не новый источник дохода, а разрушение. На одном из домов в центре Анадыри мы заметили очень актуальный плакат: «Не спи – а то замёрзнешь!»