Первые продукты из хвои
Минувшей зимой, когда отмечалось 70-летие снятия Ленинградской блокады, профессор Виктор Рощин услышал от одного пожилого человека, что жизнь ему спасла какая-то жидкость, которую давали в детском саду. Жидкость пахла елкой. Виктор Иванович просиял: действительно, именно в блокаду были получены первые продукты из хвои. Из Сосновского парка (это совсем рядом с Лесотехнической академией) на саночках привозили хвою. После переработки ее отправляли в детские сады, школы, госпитали, на линию обороны Ленинграда. Это тогда спасло не одну, а много жизней.
Собственную жизнь сам профессор положил на то, чтобы доказать: древесные отходы – не мусор, а ценное сырье; выделенные из него биологически активные вещества способны творить чудеса. Заведующий кафедрой из знаменитой Лесопилки считает возмутительным безобразием, что львиная доля древесной зелени бездарно закапывается в землю на лесосеках или сжигается, марая при этом атмосферу выбросами метана и СО2. «Препарат, полученный из древесной зелени, содержит вещества, которые влияют на урожайность, то есть на физиологические и биохимические функции самого растения, – перечисляет Виктор Иванович. – Там есть необходимые ему витамины, фитогормоны, полный комплекс минеральных соединений. Взятые из живых клеток, они помогают всхожести, росту, плодоношению, то есть дают энергию растению, которое собственные силы тратит на получение плодов. Причем удобрение это экологически чистое».
Разработки питерских ученых успешно применяются в Австралии. Нивы Зеленого континента давно улучшает хвоя сибирских елок и сосен, переработанная на специально построенном в Томске заводе российско-австралийской биотехнологической компании SibEX. Австралийцы уже и не представляют, как обходились без нее прежде.
Интерес проявила и каменистая Мальта – там продукт из древесной зелени проходит сейчас испытания.
А недавно торжество идеи взялся иллюстрировать лимон в горшке на подоконнике профессорского кабинета. Прежде он обреченно сбрасывал едва завязавшиеся плоды, не находя сил на большее под тусклым небом 60-й параллели. Но вот догадались предложить ему удобрение, и что же? А вот что: шесть отборных плодов наливаются соком, независимо поглядывая на серые тучи за окном. К Новому году созреть успеют. Кафедра решила за кислыми плодами в супермаркет не ходить – свое есть будут.
Интересно, что никому не нужная на лесоповале хвоя может служить и нашему здоровью. Авторам-то это давно известно, но дабы круг осведомленных расширить, скажу, что в 2007 году после всех положенных клинических испытаний появился новый лекарственный препарат «Ропрен», весьма эффективный в качестве гепатопротектора.
И уж совсем неожиданное: в исламских государствах и Израиле вещества, полученные при переработке зеленых лесорубочных остатков, используются в животноводстве. Там ведь все серьезно: для откорма – только чистые продукты растительного происхождения. Иначе не кошерно. Или не халяльно.
Пожилого профессора огорчает одно: только что к нему приезжали заинтересованные люди из Молдавии; китайцы приглашают прочесть курс лекций по технологии переработки древесной зелени (Рощин избран почетным профессором Нанкинского лесного университета), австралийцы суетятся, а наши люди холодны. «Почему российские бизнесмены не интересуются таким творческим делом? Почему не смотрят на то золото, которое валяется под ногами? Скажите, можно эту идею пронести в вашей заметке между строк?» – спрашивает профессор.
Ну зачем же между строк? Открытым текстом и скажем. Даже адресок назвать можем: Санкт-Петербургский лесотехнический университет, кафедра химии древесины и лесохимических продуктов. Вроде и ехать недалеко.