Гринпис России обратился в Минприроды
Недавно Гринпис России обратился в Минприроды по поводу строительства военного объекта на территории заповедника «Остров Врангеля». И получили более чем странный ответ.
В письме, подписанном директором Департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Дмитрием Белановичем указано, что Минприроды «осуществляет необходимое взаимодействие с Министерством обороны Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением военной деятельности и обороны страны в Арктической зоне Российской Федерации».
Далее говорится, что, учитывая особую ранимость арктических экосистем, Минприроды России принимает и будет принимать в дальнейшем все необходимые меры для обеспечения экологической безопасности и сохранности природных комплексов, в первую очередь, на особо охраняемых природных территориях, в том числе на территории государственного природного заповедника «Остров Врангеля» в целях недопущения причинения вреда и потери выдающейся универсальной ценности объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля».
Столь трогательная забота Минприроды о заповедных арктических экосистемах должна вызывать только одобрение, но не очень понятно, как это сочетается с явно спокойным отношением «природоохранного» Министерства к вопиющим фактам незаконного строительства военной базы и проведения военных учений на территории заповедника.
Впрочем, чего ждать от директора Департамента, если и Министр природных ресурсов и экологии не видит никаких проблем в нарушении закона на заповедных территориях, о чем он прямо заявил Президенту на совещании с членами Правительства РФ: «По нашим данным, Владимир Владимирович, загрязнения нет. Я тоже встречался с Министром обороны. Мы как раз с ним вместе обсудили программу расширения уборки Арктики не только по тем объектам, по которым работает Минприроды вместе с коллегами, но и по другим островам, где тоже есть места захламления. Мы вместе с Минобороны будем проводить уборку в следующем году, и в этом году, в принципе, уже начали, кстати, на острове Врангеля, о котором упоминали правозащитники. Мы уже сейчас начали совместные работы. Но в целом, по нашим данным, загрязнения нет, то есть это по факту».
Ему вторит и директор заповедника «Остров Вранеля», который по должности является главным государственным инспектором по охране территории, и вроде бы должен первым пресекать нарушения режима заповедника, которым безусловно является проведение военных учений и строительство базы: «Директор заповедника "Остров Врангеля" подтвердил Би-би-си, что, по его мнению, строительство военных объектов не приносит вреда, поскольку проходит в том районе острова, где природа претерпела антропогенные изменения еще до создания заповедника в 1970-х годах».
Действительно, если верить директору, пока строительство происходит на территории, где раньше был поселок Ушаковское.
Однако, во-первых, там уже давно не существует никаких действующих объектов, кроме самого заповедника и метеостанции. В следствие чего, как видно из публикуемых BBC фотографий, обитатели заповедника, включая белых медведей, привыкли к их наличию и для них это не является серьезным фактором беспокойства (в отличие от масштабного строительства, военных учений и эксплуатации базы, связанной с появлением большого количестве людей). А во-вторых, в любом случае строительство военной базы, а уже тем более проведение учебных боев на территории заповедника является грубейшим нарушением законодательства РФ (чего упорно не замечает Минприроды).
При этом сам же директор признает, что строительство воздействует на обитателей заповедника: «Городок построен в месте расположения бывшего поселка Ушаковское, постарались расположить его в стороне от прохода медведей. На косе бухты Роджерса иногда выходят моржи осенью, но сейчас из-за строительства и частого пролета вертолетов, моржи выходить в этом месте перестали».
Особую тревогу вызывает возможное строительство в бухте Сомнительной, где в советское время находился запасной аэродром.
Район бухты Сомнительная – одна из ценнейших территорий заповедника.
Он относится к Ключевым участкам заповедника, требующим специальной охраны - зонам особого покоя.
По данным ученых, по количеству произрастающих здесь видов растений она превосходит все подобные территории в той же подзоне арктических тундр, при чем не только в России (там зарегистрировано 328 видов растений, а в близком по характеристикам участке на Аляске – мысе Барроу, причем на южной границе арктических тундр, - только 130 видов).
Но самое главное, на косе в районе бухты Сомнительной имеется одно из двух имеющихся на острове регулярных лежбищ тихоокеанского моржа. Там же регулярно собираются белые медведи, в том числе самки с детенышами. А ведь даже малейшее беспокойство может повлиять на их жизнь..
Если в бухте развернется строительство, а тем более начнут летать самолеты, велика вероятность повторения ситуации, случившейся в начале 90-ых годов, когда из-за пролетавшего над лежбищем моржей самолёта погибло от 100-300 животных: из-за шума часть подавили друг друга, часть бросились в воду и погибли.
Кроме того, строительство в бухте Сомнительной наверняка приведет к утрате ее значения как места лежбища моржей и концентрации других редких и ценных видов, деградации всего природного комплекса. То есть под угрозой находятся те выдающиеся универсальные ценности, благодаря которым остров Врангеля получил статус объекта мирового наследия.
А это не только нарушение российского законодательства, но и прямое нарушение Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Россия, предлагая включить остров Врангеля в список объектов всемирного наследия, взяла на себя обязательство по сохранению этого уникального уголка Арктики перед всем мировым сообществом. Действия российских военных неизбежно приведут к поднятию вопроса о переводе заповедника «Остров Врангеля» в список «Всемирное наследие под угрозой», что является позорным фактом для любой цивилизованной страны.
Хочется надеяться, что разум все-таки восторжествует и российские власти примут решение о запрете дальнейшего расширения военных объектов на острове Врангеля, а со временем и полном выводе их с территории заповедника.