Зона экологического бедствия в Улан-Удэ
В Улан-Удэ целая территория с многотысячным населением превращается в зону экологического бедствия. Все дело в опасном фенольном озере, которое образовалось в результате деятельности завода. Ядовитые вещества копились годами, и сегодня загрязнение воздуха и подземных вод достигло угрожающих размеров.
Фенольные отходы и каменноугольная смола, образовавшиеся в результате эксплуатация газогенераторной станции ЛВРЗ, копились на территории завода годами. В результате сброса отходов стале- и чугунно- литейного цехов в негерметичном котловане, который был вырыт в нарушение всех норм, выросло целое озеро . Сегодня невидимое оружие сработало. Ущерб, нанесенный природе, оценивается в 8 миллионов рублей.
Ирина Чистякова, старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, заявила: «Данная территория должна быть признана зоной экологического бедствия, по инициативе органов исполнительной власти, субъекта, контролирующих органов и омсу, на чьей территории данный отстойник находится, вышеуказанные органы не приняли меры».
Похоже, факт того, что в Бурятии зреет экологическая катастрофа, от населения скрывают. Если посмотреть с высокой точки города, то можно смело сказать, что вся огромная территория поселков Кирзавод, Лазо с его многотысячным населением практически стала зоной экологического бедствия. Масштабы заражения фенольными отходами достигли критической отметки, концентрация ядов в почве, подземных водах здесь превышает в 100 раз!
«Вся пыль от ветра на поселке. Плохо для нас, для детей, для внуков, надо меры принимать», — говорит жительница поселка Кирзавод Ирина Трифонова.
По сведениям надзорного органа, ЛВРЗ игнорирует предписания. Для отвода глаз оплатили штраф, но мер по ликвидации опасного озера не приняли. Дальше — хуже. Взяли и просто продали землю с фенольным отстойником частной фирме.
Александр Маврин, директор «Улан-Удэнского ЛВРЗ», прокомментировал: «Сделка совершена в полном соответствии с российским законодательством, безусловно, те риски, которые нанесли природе, будем отвечать, минимизировать и исключать полностью».
Между тем, по данным прокуратуры, нарушения закона в продаже земли все же есть, да еще какие. Оказалось, фирма, которой продали отстойник, даже не имеет лицензии на обезвреживание отходов. Расследованием дела сейчас занимается Минприроды. Даже если опасения по поводу попытки ЛВРЗ избавиться от столь затратного отстойника подтвердятся, ответственности заводу все равно не избежать. Федеральный закон об охране окружающей среды в любом случае обяжет ликвидировать вред, нанесенный природе, тому, кто его причинил.