Экскурсия в Петербург
Они приехали из 27 стран, расположенных на четырех континентах, лишь Австралия не прислала своих участников, зато Африка оказалась представлена сразу несколькими государствами. Петербург поразил детей разных широт не только своей красотой, но и невероятной для сентября погодой, когда даже уроженцы жарких стран обходились без теплой одежды. Хотя, случись ненастье, никто не замерз бы: организаторы позаботились о куртках и дождевиках.
Место проведения тоже оказалось удачным: отличный отель с конференц-залом на Большом проспекте Петроградской стороны. В этом здании когда-то располагалась Введенская гимназия, где учились Александр Блок и один из отцов телевидения Борис Розинг, окончивший гимназический курс с золотой медалью. Так что, более подходящего места для состязания умов не подобрать.
Ну, и сам город, конечно: побывать здесь мечтали многие, и вот — сбылось. Из четырех литовских гостей трое прежде видели Петербург только на картинках. Признались, что потрясены. Хотели сами съездить в Петергоф, но тут такая удача — экскурсия! Увидеть знаменитые фонтаны удалось, наконец, и профессору из Южной Кореи Пак Бьюн Бэ. Трое его университетских коллег, бывавших в Питере, велели ему обязательно сходить в Петропавловскую крепость, посетить Эрмитаж и съездить в Петергоф. К сожалению, работа в жюри оставляла южнокорейскому гостю всего один свободный день. Интересно, как бы он мог все это успеть?
Открытие, как водится, прошло торжественно. Глаза разбегались от обилия национальных костюмов, в которые по такому случаю облачилось большинство участников. Наш Марат Зайнуллин в традиционном татарском наряде смотрелся отлично.
Открывавший работу форума академик Писаренко, бессменный председатель жюри всех одиннадцати конкурсов, был заметно взволнован, что не помешало Анатолию Ивановичу быстро перейти к деловой части и превратиться в бесстрастного арбитра.
За два дня международное жюри заслушало 33 доклада. По лицам даже самых сдержанных судей нетрудно было понять, что для них это — праздник и ни с чем несравнимое удовольствие: вот так, в этом чудесном городе, видеть этих удивительных молодых людей, страстно любящих природу и все, что с ней связано. Профессор МГУЛ Екатерина Мозолевская каждый раз не устает повторять, что, работая в жюри, молодеет, и эта высокая нота звучит долго, давая надежду, что лес сиротой не останется.
Доклад одиннадцатиклассницы из Иванова Тани Банниковой слушался как ода жужелице, студента из Южной Осетии Владимира Алборова — как песнь о тисе ягодном, студентов из Индонезии и Малайзии — как поэмы о серой цапле, илистых прыгунах и мангровых лесах. Многие выступали уверенно и даже непринужденно, что очень нравилось судьям; некоторые были зажаты, от чего, к сожалению, проигрывали. Очень красивая, похожая на статуэтку, Ноксоло Ндлову зажигательно говорила о защите от огня лесных плантаций. И только ритмичные движения согнутой в локте левой руки выдавали волнение студентки из ЮАР. Правда, волнение не помешало ей хорошо ответить на несколько вопросов известного специалиста по лесным пожарам Николая Ковалева.
По поводу плана ведения многоцелевого лесного хозяйства в Горном Бадахшане, предложенного студентом Воронежской лесотехнической академии, Николай Алексеевич позволил себе ремарку:
— режде в Таджикистане, когда рождался сын, отец закладывал плантацию, а когда сын женился, из этих деревьев строился дом для него. А твой отец заложил плантацию?
Хурсандмурод Фаттохов ответил, что его семья живет в Душанбе. Мне показалось, Ковалев был разочарован.
По общему мнению, интеллектуальная планка состязания от года к году повышается. Януш Давидзюк, директор Управления лесов и геодезии Польши, говорит, что за те семь лет, что он работает в жюри, презентации стали вполне профессиональными. И еще — очевидный экологический акцент всех без исключения докладов. Прем Селвараджан, студент из Малайзии, сформулировал это всего одной фразой: нам недостает человеческого отношения к природе. А Джибриль Джорж Паре из Буркина-Фасо очень встревожен опустыниванием Западной Африки. На его родине леса стараются восстанавливать, для чего каждый житель раз в год обязан посадить баобаб.
Представить сложность выбора лучшего из лучших даже не берусь. Ведь это на нашем внутреннем конкурсе, Всероссийском «Подросте», есть несколько номинаций — лесные растения, лесные животные, лесоводство, практическая природоохранная деятельность. А тут — и борьба с опустыниванием в Африке, и влияние изменения климата на северную тайгу, и оценка химического потенциала древесины апельсинового дерева, и корневая гниль, и восстановление лесов на Памире, и производство целлюлозы. Да, собственно, если задаться целью отразить всю тематику, придется воспроизвести полный список выступлений. Причем, одно интереснее другого, и даже не имеющим специального образования скучно не будет. Лично мой кругозор, хвала этим детям, заметно расширился. И вот как тут назвать самого-самого?
Если в первые годы проведения конкурса выбор сводился к нескольким хорошим работам, то теперь их такое количество, что решение дается очень трудно. Во всяком случае, жюри искало его больше четырех часов. К общему знаменателю удалось прийти только после ужина. Но по каким критериям, если так много достойных, выбирали победителя? Арбитры по пятибалльной шкале оценивали профессиональный подход, связь доклада с лесным сектором, мастерство подачи материала, а также свободу владения им, что легко обнаруживалось при ответе на вопросы. Кстати, российские участники, по общему мнению, были на высоте. Не странно: все они — победители в разных номинациях нашего «Подроста», состоявшегося в мае.
Помню, как поразил тогда академика Писаренко одиннаднадцатиклассник из поселка Лесхоз в Татарстане Марат Зайнуллин. Прошло четыре месяца, и теперь уже студент биофака Казанского университета своим докладом о морфологической изменчивости еловых шишек впечатлил жюри настолько, что все 15 человек (из них представляли Россию только пятеро) без тени сомнения назвали его первым. Такое возможно? Возможно, если учиться в школе, где учился Марат, и успеть набить шишек там. Сам он считает, что «лесхозовская школа — самое лучшее введение в экологию», а их школьное лесничество — лицо его поселка и всего Арского района.
Школьница из Киргизии Мариам Эгеибердиева поделила второе место со студентками Университета лесного хозяйства Вьетнама Нгуен Ан Нгуен и Мин Туй Доан Ти. Российская школьница Аня Адаменкова заняла третье место. На той же ступени пьедестала — Айла Алиева и Вусаля Сулейманова из Азербайджана.
Без поощрения не остался никто, каждый из участников удостоился приза в какой-нибудь номинации. Все поздравлявшие ребят говорили, что они — будущее лесного хозяйства мира, и независимо от результата уже стали участниками глобального социального проекта.
— елаю вам стать большими учеными, и я с гордостью скажу, что давно знаком с этими замечательными людьми, — произнес Академик Сергей Родин, работавший в жюри одиннадцатый раз. Вот прямо так и сказал. Всем понравилось.