Услуги фотографа нужны для многих целей
На сегодняшний день российский рынок фотоуслуг можно назвать относительно стабильным – сформировались традиционные пакеты предложений, стали фиксированными цены, наметились лидеры и отстающие. Дефицита предложений в этом секторе экономики не наблюдается. Как же разобраться в многообразии предложений фотоагентств и частников, и при этом не ошибиться в выборе фотографа?
Работа профессионального фотографа отличается от многих других тем, что квалифицированный специалист должен сочетать множество навыков и умений, любое из которых нельзя назвать главным или второстепенным. Важно всё! Художественная и техническая составляющие, умение находить контакт с заказчиком и моделью, отслеживать современные тенденции в рекламе и PR-технологиях. Подобный опыт не приобретается в одночасье, каким бы талантливым фотограф ни был – путь к успеху занимает порой долгие годы. Соответственно, при выборе фотографа крайне рекомендуется отдавать предпочтение готовым специалистам с опытом работы 5-7 лет. Даже если новичок гениально фотографирует, и его портфолио заставляет вас восхищенно качать головой, следует иметь в виду важный момент, часто забываемый – вам, как заказчику, важна и некая стабильность результата, гарантированный уровень, который фотограф обеспечит при любых обстоятельствах.
Эта самая стабильность крайне важна. Я часто смотрю работы любителей, искренне восхищаясь пойманным моментом, композицией, световым решением. Среди фотографий любителей можно встретить настоящие шедевры, достойные лучших музеев мира (в моих словах нет ни доли сарказма). Любитель подходит к делу с полной самоотдачей, и поэтому при соблюдении несложных технических требований карточки получаются просто замечательные. Кстати, здесь можно узнать стоимость услуг фотографа.
Но ситуация может поменяться в корне, когда вы за деньги пригласили этого самого фотографа. Например, вам нужна фотосъёмка корпоратива на Новый год. Тут-то и начинаются чудеса. О вдохновении при съёмке праздника, где гуляют полторы сотни незнакомых людей, речи обычно не идёт. Заместитель директора и главный бухгалтер фотографа совершенно не воодушевляют как модели – он явно предпочёл бы в этой роли знакомую молодую девушку. Свет, как в домашней студии, ему не поставить, приходится довольствоваться имеющимся. Вокруг шум и веселье, а фотографу предстоит работать шесть часов без всяких перекуров. Прониклись?
Одной из особенностей работы профессионального фотографа является и то, что настроение напрямую влияет на результат его трудов. Можно, наверное, с плохим настроением подметать улицу, вытачивать деталь на станке, вести трамвай. Плохое настроение фотографа моментально "проявляется" на картинках, переводя их в разряд брака даже при полном соблюдении всех технических канонов. Но невозможно фонтанировать позитивом в режиме 24/7 – у меня, во всяком случае, не получается. Невозможно проникнуться мощной симпатией ко всем, кто встречается вам на жизненном и профессиональном пути. Далеко не всегда условия помещений соответствуют вашим пожеланиям. Но работать – надо! И если любитель может просто отказаться, то профессиональный фотограф обязан в любой момент выдать стабильный результат на высоком качественном уровне.
Проверить эту самую стабильность, на самом деле, несложно. Например, когда вы выбираете фотографа на праздник, попросите показать его полный фоторепортаж о событии. Вам должны быть интересны не отдельные шедевры – пара хороших картинок может получиться и случайно. Вам, повторюсь, нужно убедиться в его стабильном высоком уровне. Если в портфолио фотографа представлены полные подборки хотя бы из десятка фотографий по каждому мероприятию (лучше больше), вы можете быть уверены в том, что они не получились "вдруг", и фотограф выдаст весь результат примерно на этом художественном и техническом уровне.
Портфолио фотографа – это своего рода "каталог продукции", рекламный буклет и визитка одновременно. В своих портфолио фотографы демонстрируют примеры работ, а способ подачи не так уж и важен; кому-то приятнее фолианты формата А4, кто-то предпочитает электронную версию на сайте. Именно портфолио говорит об уровне фотографа гораздо больше, чем все лестные или критические отзывы, рекомендации знакомых или рекламные объявления на фотографических сайтах. Нужно ли дополнительно пояснять, что выбирать фотографа следует именно по его портфолио?
При просмотре портфолио постарайтесь оценить разнообразие используемых методов и приёмов в рамках жанра. При репортажной фотосъёмке, например, фотограф должен сочетать повествовательность и объективность с художественной выразительностью, передавать динамику, соблюдать хронологию действия, грамотно сочетать собственно репортаж с постановкой в рамках общей концепции. Если вам нужна предметная фотосъёмка, следует обратить внимание на умение фотографа работать не только с отдельными предметами, но и со сложными многопредметными композициями. Когда вы смотрите примеры фотосъёмки строительства, желательно в портфолио найти как общие планы домов, так и фотографии рабочих и ИТР, сцены с техникой и оборудованием. Многообразие методов подачи крайне важно и в интерьерной съёмке. Однообразие – бич фотографов узкой специализации, а вам, как заказчику, хочется иметь больше вариантов представления предмета вашей гордости. К сожалению, этот важный момент при выборе фотографа тоже часто упускается из виду.
Специализация при выборе фотографа крайне важна. Не так много специалистов умеют всё без исключения. Самый талантливый свадебный фотограф может просто не уметь сфотографировать для каталога блестящие железяки, а толковый фотограф интерьеров зачастую теряется, когда пригласят сделать деловой портрет руководителя. Рекомендуется выбирать фотографа по примерам в портфолио, демонстрирующим уровень квалификации именно в том направлении съёмки, которая вам необходима в данный момент.
Влияет ли техническая оснащённость на результат работы фотографа? Да, безусловно. Но я бы не советовал уделять излишне пристальное внимание этому моменту – если фотограф создаёт шедевры потёртой камерой лохматых 70-х годов, то какая вам, в общем, разница? С другой стороны, супер-фотограф, снимающий на мыльницу "Самсунг" за пять тысяч и помещающуюся в нагрудный карман, выглядит странновато – для чего же тогда сотни его коллег таскают кофры и рюкзаки с десятками килограммов весьма недешёвого стекла и металла? Очевидно, техника должна быть достаточной для решения данной конкретной задачи. Серьёзный подход к вопросу виден и по технике тоже. Но окончательный выбор фотографа должен определяться не по длине объектива, а только на основе примеров в портфолио.
Надёжность – это черта, которую также необходимо упомянуть отдельно. Прежде чем выбрать фотографа, обязательно пообщайтесь с ним лично, минуя менеджеров фотоагентства и прочих посредников. Как бы гениально ни снимал фотограф, если он проспит конференцию, то показывать организаторам будет нечего, а ваш корпоративный праздник будет снимать секретарша Кристина на свой айфон. Обязательность в отношениях – черта, отсутствие которой сводит на нет все остальные достоинства.
Общечеловеческие качества, умение общаться. Фотограф работает не с техникой, а с людьми. Хмурый, нервный фотограф, запинающийся в беседе, вряд ли сможет полноценно сфотографировать офис вашей компании, создать бизнес-портрет руководителя или провести полноценную рекламную фотосессию. Фотограф должен уметь расположить к себе людей, в ответ получая совершенно необходимые в его работе чувства и эмоции. Даже когда фотограф работает с железками (например, при предметной фотосъёмке), навыки общения жизненно необходимы – как минимум, фотограф должен уметь услышать пожелания клиента, а в ряде случаев даже помочь их грамотно сформулировать.