Старинное искусство
Витраж - старинный вид искусства, родившийся тогда, когда человечество научилось изготавливать цветное стекло. Витражи чрезвычайно декоративны и красочны. Что бы витраж выглядел красочно, необходимо, что бы свет падал на зрителя сквозь витраж. Поэтому ими закрывают оконные и дверные проемы, вставляют в специальные рамы, ширмы, ниши, устраивая искусственную или естественную подсветку за витражом.
Витражи бывают классическими и имитационными (т.е. имитация витража), упрощенные. Классический витраж - чрезвычайно дорогой и трудоемкий в изготовлении предмет. Позволить себе его могут лишь единицы. Сейчас классические витражи делаются либюо при реставрационных работах, либо по специальному заказу за большие деньги.
Технология выполнения классического витража следующая. Из цветного стекла вырезается элемент картины и обрамляется специальной свинцовой рамкой из П-образного профиля по своему периметру. Затем этот элемент в рамке припаивается к остальным элементам витража. При изготовлении необходимо иметь большой запас цветного стекла всевозможных оттенков, чрезвычайно точно вырезать элементы витража, и очень аккуратно впаивать элемент, так, что бы по сути образовался «Н» - образный профиль, соединяющий соседние элементы, а самого шва пайки не было видно. Согласитесь, что такая работа весьма нелегка и требует огромных затрат и большого навыка мастера.
Поэтому сейчас в подавляющем большинстве случаев для украшения интерьера дома или квартиры изготавливают имитации витражей. Рассмотрим несколько технологий изготовления витражей.
Любая из них начинается с подбора рисунка для витража. Выбирая рисунок, надо трезво оценивать возможность его реализации в виде витража. Основные трудности тут - это ограниченный набор цветов (вряд ли больше нескольких десятков) и воспроизведение мелких деталей. Рисунок не должен потерять своей красоты после того, как мелкие детали будут отброшены. К счастью, современные компьютерные средства позволяют быстро и наглядно показать, как будет выглядеть витраж, выполненный по тому или иному рисунку. Они так же позволяют быстро сделать шаблон, по которому будет делаться витраж. Его как правило делают в масштабе 1:1 с будущим витражом на бумаге. Шаблон может быть и цветным и черно-белым. Назначение шаблона - обозначить границы между элементами витража. А эти элементы, собственно и создают внешний вид витража.
При изготовлении витража важно определить его назначение и место будущей установки. Ведь витраж может быть как с односторонним нанесением контура, так и с двухсторонним. Трудоемкость изготовления двухстороннего витража, естественно в 2 раза больше, так как приходится всю работу делать 2 раза, создавая рисунок с обеих сторон стекла (зеркальный, естественно). Зато такой витраж выглядит практически как настоящий, и не имеет вид лубочной поделки «типа витраж». Поэтому там, где витраж будет виден зрителю с обеих сторон (в двери, веранде, ширме) следует делать только двухсторонние витражи. Там же, где витраж всегда будет виден зрителям только с одной стороны (высоко расположенное окно, ниша в стене с подсветкой) можно обойтись и односторонним. Рельеф контуров должен быть обращен к зрителям.
По большому счету, именно техника создания границ (контура) элементов и определяет вид витража. Потому что после того, как готов контур, следует процесс окраски стекла и он почти одинаков для всех техник имитации витражей. Имитационные витражи практически всегда делаются из целого, единого листа стекла. Но рассмотрим вначале различные способы создания контура элемента витража.
Витраж с деревянными контурами элементов.
Это довольно оригинальные витражи, как правило с бессюжетным абстрактным рисунком или с простым рисунком на тему природы. Часто это просто контур сильно ветвистого дерева, с закрашенными участками стекла между ветками. Выглядят очень декоративно, особенно на верандах и в деревянных дверях. Контур обычно тонирован в цвет рамы, в которую вставлен витраж. Элементы витража крупные, и их всего несколько. Производит впечатление специально изготовленной рамы.
Сделать такой контур несложно, если не увлекаться обилием элементов. Надо найти сильноветвистую часть дерева и выбрав плоскость, в которой лежит большинство веток аккуратно распилить древесину вдоль так, что бы образовалась две половины ствола. Ветки вне плоскости распила либо удаляются, либо переносятся в плоскость распила, заполняя излишне пустые места. Древесину шлифуют, тонируют и приклеивают к стеклу. Можно использовать канцелярский клей (жидкое стекло) или моментальный клей на основе цианакрилата (продается в хозяйственных магазинах в маленьких тюбиках).
Второй способ изготовления деревянных контуров заключается в использовании маленьких кривых веточек или части корней дерева. Используя кипяток или строительный фен или парогенератор, можно искривлять веточки и самому. Для этого делают доску-шаблон с набитыми на нее гвоздями. Веточку распаривают в кипятке несколько минут, а затем заправляют в шаблон, изогнув ее между гвоздями как нужно и высушивают. Так можно получать самые причудливые контуры и с их помощью создавать уже и сюжетные витражи с мелкими деталями. Именно они смотрятся наиболее выигрышно.
Имитация «настоящего» витража со свинцовыми контурами.
Такой витраж, особенно будучи двухсторонним, и с качественной окраской стекла практически неотличим от настоящего. Секрет изготовления такого витража заключается в следующем. В продаже имеется свинцово – оловянный припой для паяльных работ. Он бывает и в виде «бесконечного» прутка – проволоки, диаметром в несколько миллиметров. Если его раскатать на вальцах в плоскую полосу, то из этой полосы можно вырезать и контуры элементов. Наклеивают их на стекло с помощью цианакрилатного клея. Контур элемента формируют с двух сторон и окрашивают стекло. С расстояния в 1-2 метра такой витраж выглядит совершенно как классический, отливая благородной тусклой патиной свинца.
Витраж с контуром из лака.
Это самая популярная и дешевая техника изготовления витражей. В «90-е» кооперативные годы редкий строительно-художественный кооператив не практиковал их изготовление. Да и пик моды на витражи приходился именно на это время. Внешний вид таких витражей, конечно уступает «свинцовому», но вобщем не плохо выглядит, особенно при качественном изготовлении.
Для изготовления контура рисунка используется очень густой лак (НЦ), в который добавляется алюминиевая или бронзовая пудра для придания контуру «металлического» вида. Консистенция смеси - как у сметаны. Такой смесью заполняют большой шприц, и с его помощью (выдавливая смесь) обводят контур. Для придания витражу «благородного» вида валик лака слегка приплющивают, когда он почти застынет, что бы сформировать «площадку» аналогичную свинцовой полоске.
Несомненным плюсом такой «лаковой» технологии является возможность создания витража на рифленом стекле. Такое стекло иногда смотрится более выигрышно, нежели плоское. Особенно если витраж применяется для оформления большой люстры или зенитных фонарей, окон, расположенных высоко.
В отличие от цианакрилатных клеев, которые застывают за несколько секунд, лаковый витраж высыхает достаточно долго из-за толстого слоя лака в контуре. Для ускорения высыхания в клей иногда добавляют сиккатив.
Как один из вариантов лакового контура можно рассматривать контур из эпоксидной смолы. Но работать с ней тяжелее, чем с лаком.